Хроники летних отпусков: Zavoloka

Заволока — молодая киевлянка. С ее творчеством я познакомился на концептуальной акции «Ночь украинской экспериментальной музыки» в киевском клубе «Барвы» (Краски) в ноябре 2003. Тогда для меня ее музыка стала настоящим открытием — в голове постоянно крутилась мысль: каким же волшебным образом в такой маленькой симпатичной голове помещается такая огромная музыка? Меня офигительно приятно поразило все, что там происходило. И офигительно НЕприятно меня поразило мое щелканье клювом в то время, когда рядом происходила настолько заманчивая вещь, как работа независимого украинского лейбла Nexsound.

О лейбле и его рулевом Андрее Кириченко — чуть позже. Первая отпускная встреча состоялась с Катериной Заволокой.

фото Димы Минайло

Для конструирования своей музыки Заволока использует FM и гранулярный синтез, все вылеплено из виртуальных синтезаторов и всевозможных плагинов. Свой первый полноценный альбом «Суспензия» писала на очень старом компьютере: «некоторые программы вообще не ставились». Катя очень любит украиский лес, баламута Squarepusher’а и каталонского архитектора Франциско Гауди.

Катя — потрясающий талант! В ее музыке практически полностью отсутствуют петли, часто в пределах композиции вообще нет даже пары хоть немного похожих звуков (копаясь в секвенсорах, бывает трудно отказаться от использования придуманных ранее звучков). Иногда Катя пишет чужой вокал и коротенькие партии живых инструментов на студии Innertion у друга. Катя говорит, что чужое творчество стимулирует собственные мысли. Потом эти записанные голоса появляются в музыке неожиданно и звучат очень любопытно. Восторженный детский голосок под контролем жутких фильтров, протяжный женский вой, признающийся в любви Украине, запредельная песня украинского деда. Голоса появляются, и их взаимодействие с музыкой очень необычно и непривычно — нельзя сказать «голоса появляются, органично вписываясь» — музыка Кати вообще неорганична. И в этом ее самое главное достоинство: быть чрезвычайно интересной, оставаясь неорганичной, неорганизованной, некрасивой и непоследовательной. Катина музыка абсолютно непредсказуема, непостижимые структуры ее композиций и почти стопроцентная неповторимость аудио-коллажей никак не вяжутся с ее миниатюрной фигуркой и личными музыкальными пристрастиями. В общем, мы имеем дело с талантливым, разносторонним и трудолюбивым музыкантом.

На вопрос о том, как у нее получается строить настолько неповторимые звуковые ландшафты, Катя ответила очень просто: «Разнообразность мне просто интересно слушать — такая музыка не может быть фоновой… а техно разлагает сознание».

Интервью у нас не получилось. По нескольким причинам. Во-первых, за время нашей переписки мы подружились, и поэтому, как только я встретил Катю и ее друга Антона в Киеве, они сразу же потащили меня пить пиво в гости к Алексею Петрову (проект Zarяdbaal, который не издал пока ни одного своего релиза — на мой взгляд, следовало бы). Было много пива и непринужденной трепни, и я как-то не решился достать диктофон.

За время моего двухнедельного пребывания в Украине мы с Катей и ее другом Антоном встречались несколько раз (последняя наша встреча состоялась в Севастополе, где Антон раскапывал Херсонес). Я узнал, что Катя за человек, и, встречаясь с ней каждый новый раз, я понимал, что корчить из себя умника, задавая многозначительные вопросы, вовсе нет смысла (вторая причина несостоявшегося интервью). Ей нельзя задавать многозначительные вопросы — она слишком естественный для этого человек. Нельзя вот так вот сказать, мол, Катя, а какова роль украинских голосов в твоих композициях? Я представляю себе, как бы удивленно она на меня уставилась в ответ на такой вопрос: а типа ты что — сам не понимаешь?!

Но все это не важно. Я своей цели достиг — познакомился с очень интересным экспериментальным музыкантом Катей Заволокой, узнал, как она живет, что для нее важно, что ей нравится, и как она реагирует на проявления окружающего мира. Кроме того, положительными побочными эффектами от этого знакомства стало приобретение новых друзей и пополнение моей фонотеки (за время наших встреч мы не только выпили кучу пива — мы обменялись тонной музыки).

В общем, интервью не получилось, поэтому я сам попытаюсь рассказать о том, зачем Кате украинские голоса и все остальное.

Один из первых музыкальных опытов Катерины Заволоки — участие в сборнике украинского транса и idm «Metropolitan Fairytales».

V/A — «Metropolitan Fairytales» [rrcd264]
Rostok Records , 2002

Собственно, особой интересностью диск не отличается. 15 треков ухающей клубной музыки, спаянных между собой речевками объявлений киевского метрополитена. Несколько пониженной танцевальностью отличается двенадцатый трек — Zavoloka «Kinocall» — хрупкая, но различимая лесенка на крышу музыки, за пределы бас-барабанов. Из-за чрезмерной технотронности Кате очень не нравится ее другая композиция (четырнадцатая по счету на релизе) — «Marina \downtempomix\». Мне она не нравится тоже. Да и весь сборник в целом — совсем не супер.

На обложке диска сияет величавая надпись «Первый концептуальный микс украинских электронных музыкантов». По всей видимости, работать над ним было интересно, а результат не впечатляет. Хотя, при общей серости релиза, надо отметить его качественность — и в оформлении диска и в звучании музыки. Кстати, катин mp3-релиз «Suspenzia», опубликованный на Nexsound, отличается гораздо более бедным звучанием.

Формат
CD, цена неизвестна, как неизвестна и возможность этот диск купить. Мне Катя его подарила.

Потом были еще катины ремиксы на песни Марийки Бурмаки (world-барда украинской сцены), изданные украинским полу-лейблом «Sale Records», о котором, как и о самой Марийке, знать совсем необязательно ввиду полного отсутствия интересностей явлений.

А потом Катя познакомилась с Андреем Кириченко. Андрею о Заволоке долго рассказывал Дмитрий Федоренко (Kotra), а потом, наконец, выслал демо — удивлению Андрея не было предела. Это знакомство вылилось в полноценный mp3-релиз Nexsound’а (см. ревью #1). И все перевернулось — Катя перестала выпускать «электронную музыку», она начала делать электронные сказки. К настоящему моменту «Суспензия» — безусловный лидер по количеству скачиваний среди mp3-релизов Nexsound.

Вхождение в команду Nexsound позволило Кате выступать на акциях, которые устраивает лейбл. Она ставила свою музыку на двух киевских экспериментальных вечеринках в клубе «Барвы». За время второй акции состоялось ее знакомство с Джеффом Сураком*, это знакомство ознаменовалось зироумуновским релизом «I» (римская единица).

Zavoloka — «I» [zero016-r]
Zeromoon, 2003

Маленький трехдюймовый диск в полиэтиленовой упаковке, обложка вырезана из фотографии — если ее вытащить и перевернуть, можно увидеть штамп «Kodak». Внимание: тираж — всего 50 экземпляров! Продано пока только два.

Самое интересное, что об этой музыке трудно написать что-либо осмысленное. Потому что нет у нее какой-то конкретной характеристики, нельзя назвать ее шипящей, или гудящей, нельзя сказать, что в ней много баса или высоких частот, эха или, наоборот, замкнутого пространства. Потому что там есть это все.

Хотя альбом «I» более формализован, чем предшествующий ему «Суспензия», он ничуть не менее интересен. Появились какие-то намеки на петли, один из треков полностью опирается на бит, причудливо над ним извиваясь, а последний — «HINTINTIN» — состоит из коротенькой фразы ребенка, над которым Катя вдоволь наигралась, откусывая маленькие порции детского голоса и пришлепывая их к общему развитию композиции, как пришлепывают стикеры с напоминаниями к рабочему столу. В общем, то, что эта музыка сделана Катей Заволокой, слышно с первых тресков. А то, что она сделана не напрасно, видно даже по маленькому диску с обложкой, вырезанной из фотографии.

Формат
3″ CDR, цена www.zeromoon.com $4.00

Иногда Катя ездит крутить свою музыку в Харьков и Одессу. Написала мне как-то об одной из поездок: «Я вот опять в Одессу ездила выступать. Там клуб на море стоит, без окон-дверей-стен, почти опен-эйр, тока крыша над головой. И волны чуть ли не на танцпол. Круто. Дождь еще там был — людей почти не было (мы ж не тока для себя). Но все равно мне эти поездки доставляют приятную усталость (хорошо, что с работы отпускают)».

Катя очень сильно напрягается на работе — «Блин, времени нет с работой, вечно уставшая. Иногда прихожу домой, и уже не могу доползти до любимого дела — только до дивана, и спать… Грустненько. Хочется и на железки (имеется в виду синтезатор) заработать, и музыку пописать, и нет в жизни утопии…». Однако любимое дело все же развивается — сейчас Катя готовит музыку для совместного проекта с берлинской девушкой AGF (Antye Greie-Fuchs) — поэтом и музыкантом, автором нашумевшего альбома «Westernization Completed» и подругой Владислава Дилея (образцы музыки AGF можно скачать отсюда — www.poemproducer.com/freemusic.php). «Хочется позаковырестей сделать, немецкий рационализм разбавить украинскими визэрункамы (узорами), вдохнуть свежесть и радость во взрослое звучание».

Голоса

Катя населяет свою музыку духами, вплетая голоса в щетинистые синтезаторные веревки.

Она рассказывала, как появился голос ребенка в ее композициях: «Эту девочку привела на студию ее мама, и я просто офигела. У нее (девочки) ТАКОЙ ГОЛОС! Просто нечто! А ее муз-руководитель — такой, знаешь, диктатор, все время на нее орала и упрекала в неправильностях. Но голос самой девочки я упустить не могла, и поэтому мы записали коротенький материал». Голос этот можно услышать в нескольких треках, например, «Nathnennia» («Suspenzia» [NS17]) и «Hintintin» («I» [ZERO016-R]). Наблюдая за тем, как этот хрупкий голосок возникает среди шквала звуков, складывается впечатление, что Катя сама играется с ним, как ребенок, над которым нет никакого диктатора, чтобы сказать ей, что так не делается, что это все это — неправильно. В «Hintintin» голосок вворачивается, как дрель, произнося по-украински поэтическую лесную фразу, и потом идет по композиции неуверенными шажками, растворяясь в шквальном бите. «Nathnennia» разворачивается во всю свою силу только после того, как появляется эта симпатичная плямба полусформировавшихся гортанных связок.

Один из треков, не попавших в mp3-релиз «Суспензии», держится на пении украинского деда. Дед поет традиционную украинскую песню, в его голосе слышна седая мудрость. Трек совершенно некрасивый, но это нифига не фолк, не-е-е-ет, не так Катя проста, чтобы делать этно-муть, это вообще — танцевальный трек. Я никогда бы не подумал, что украинская песня может быть настолько странно исполнена и музыкально поддержана. Общепринятое мнение таково, что украинское народное творчество — напевно и лирично, а тут — театр абсурда практически.

Голос деда — запись одной культурологической экспедиции. Среди бонус-треков к «Суспензии», которые мне записала Катя, есть еще композиция, в которой поет старенькая бабушка, записанная песня была откопана там же, где и пение деда. К настоящему времени бабушка уже умерла. Катя говорит, что очень хочет захватить MD-рекордер и поехать к деду — пока он еще жив: «Представляешь — вот эти люди живут себе, живут, а в любой момент их может не стать. Это вообще недопустимо — просто так, ничего не делая, позволить им умереть».

Кусочки разговоров

Хоть интервью не получилось, я припоминаю некоторые куски наших разговоров, кроме того, мы довольно часто переписываемся, и это тоже — возможность потрепаться в стиле «вопрос-ответ».

Ты когда-то говорила, что музыка — пространство твоей личной свободы, где никто не говорит тебе, что и как надо делать. А вообще, почему ты делаешь музыку? Что в ней главное, кроме твоей личной свободы?

Я стараюсь всегда делать то, что мне интересно. По жизни. Тут я — сама себе хозяин. Только очень хочется, чтоб музыка была более разноцветно-разнообразно-откровенной. Мои мгновенные нюансы чувств и эмоций. Музыка каждого музыканта — это маленький автопортрет.

Я подумал о том, что существуют большие автопортреты, существуют целые небоскребы. Например, у Merzbow — вон какой мега-портрет! Но хоть он и огромный, его вполне можно втиснуть в рамку. А маленький автопортрет Кати Заволоки — нельзя.

Откровенно говоря, я долго не мог разобраться в природе твоих звуков. Они кажутся чрезвычайно сочными, басовитыми и насыщенными, что вызывает мысль об их аналоговом происхождении. Но с другой стороны, их так много, и они настолько разнообразны, что волей-неволей появляются мысли о цифровом синтезе. Ну, чересчур уж они, эти звуки, разные. И слишком их много.

Природа звуков — это очень хорошее словосочетание. Ну, как правило, звуки сгенерированные, короче, FM- и гранулярный синтез. Еще я записываю у друга на студии какой-нибудь вокал или живые инструменты — творчество других людей очень обогащает и стимулирует мозг на собственные мысли. Вот так. Аналогового ниче не имею — практически всё пишу на виртуальных синтах и плагинах. Вообще-то своего железа пока нет, но очень-очень хочу! И побольше! Я — фанат Корга…

Мне было интересно, как появился трек «Karpatija-Polissya», который с пением деда (вообще, Катя писала, что очень любит все украинское).

Саму запись сделали люди из культурологической экспедиции. Дед из села Неньковичи, Минько Петр Александрович со своей самодельной дудочкой-«колянкой». Я уже потом, после написания композиции, узнала, как его зовут, и где он живет.

А почему ты — фанат Антонио Гауди? Чем вызывают твой резонанс его работы?

Гауди вдохновляла природа, как и меня. Просто его «архитектуру» надо только увидеть: мудрая, живая, дышащая, органичная, гениальная.

Кстати, иногда архитектура вдохновляет на реализацию музыки (пример Штефана Бетке, проект Pole). А если предположить, что кто-то проектирует здания, впечатлившись релизами независимых лейблов? Интересно, какими были бы города, если бы их строили, вдохновившись музыкой. Как ты думаешь, каким был бы город, построй его Гауди, наслушавшись «Суспензии»? Что в этом городе было бы главным зданием, как бы выглядели улицы?

Я думаю, он бы построил классические дома, хотя не знаю… Кажется, на его архитектуру вряд ли бы что-нибудь сильно воздействовало, кроме природы. Но в таком городе точно было бы много деревьев и чистый воздух. Такое типа село с красивыми домами и кучей цветов. Фэнтези.

Вообще старые мы все становимся. Скоро все станет прагматичным и циничным. Ох, как этого совсем не хочется!!! Стать скин-хедом, как в молодости, пойти, напившись Альминськойи Долыны, возле Прэссы Украйины, брать интервью в час ночи у случайных прохожих… Вот это гарно!

Попсовая клюшка

Один из моих коллег говорит, что музыка Заволоки прекрасно проиллюстрировала бы фильм ужасов. Но не стоит слушать никаких коллег — это очень живая музыка! И очень женская — не в смысле для женщин, а сделанная женской рукой, по ней это слышно. Заволокины треки изобилуют естественными проявлениями ее активной позиции, и результат — совсем не мрачнющая экспериментальная какофония — это восторженный взгляд на странные вещи. Это всплеск здоровых эмоций в пику умудренной электронными технологиями концептуальности. Это необычности, втиснутые в естественные житейские условия.

И эта естественность очень симпатична. В одном из писем Катя написала: «Попсовая я клюшка — слушала-слушала тянучую Гултскру**, а потом включила Джамирокваи — и кайф!». На работе ей нравится слушать Deluge***. Она пустилась в пляс на акции Барвах, после того, как закончилась экспериментальная сторона дела, и началась дэнс-парт. Катя — очень живой и естественный человек, поэтому и в музыке у нее так много естественных, живых звуков. Звуки вписаны в неживую среду, но она не пассивна, она откликается, взаимодействует с ними, и это взаимодействие очень странно и непредсказуемо.

Июнь, 2004

* Jeff Surak — шеф американского лейбла Zeromoon, в фокусе которого — musique concrete и droning-электроника.
** Gultskra Artikler — этно-авангардный проект сибиряка Алексея Девянина, два релиза на Autoplate.
*** Deluge — майкро-хаус проект монреальца Жана-Себастьена Раукса — легкая и приятная музыка, добротно сделанный хаус фонового характера.

Update (ноябрь 2004):

Катя недавно сменила место работы, прокомментировав новое так: «Работа у меня очень классная!.. Работать нужно не быстро, а качественно. Спокойно думать. Это для меня. У всех наушники с музычкой, пей чай с бубликами, работай. На прошлой работе было все с точностью наоборот. Как мне было радостно оттуда уйти! Вот так. Так что на сайте ИндиКиевЮЭЙ устаревшая информация о напряжностях заволоки :)».

Cайт Заволоки — www.zavoloka.com

Реклама

One Trackback to “Хроники летних отпусков: Zavoloka”

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: