Net-лейблы Thinner, Autoplate — ru

Thinner выпускает по большей части техно и хаус, являясь представителями того, что с легкой руки Штефана Бетке (Pole) называется урбан-дабом, а Autoplate — это полу-элитарные образцы эмбиента, дронинга, idm, электроакустики и много чего еще.


ru | en

В далеком-предалеком 2003 году я жил в далеком-предалеком украинском городе Киеве. Я собирал диски и потихоньку скачивал ворованные mp3. Было это примерно год назад. Никаких существенных изменений в моем существованиии не намечалось, если б я вдруг не заметил, что рядом со мной обитает интереснейший лейбл под названием Nexsound, которым заправляет харьковчанин Андрей Кириченко. Его музыка показалась мне достойной самого пристального внимания, и я был чрезвычайно удивлен, когда обнаружил, что ее значительная часть абсолютно бесплатна. Первыми альбомами, полученными законно-задарма, стали кириченковские «dto» [apl013] (совместно с The Moglass) и «00.00 (a suite of the midnight)» [apl002], выпущенные немецким онлайн-лейблом Autoplate. Так началось мое знакомство с онлайн-лейблами, как явлением, и с формацией Thinner/Autoplate, как представителем этого явления. О ней я и собираюсь сейчас вдоволь потрещать.

Thinner начался в 1998 году, когда в голову шведу Томасу Йалдемарку стукнулась мысль о зачатии нет-лейбла, концентрирующегося на минимал-техно. Главным стимулом появления этой мысли было желание Томаса опубликовать свою музыку и музыку своих друзей. Стартовало первое поколение Thinner, релизами которого многие очень заинтересовались. Лейбл прибрел популярность у музыкантов — Томасу валом начали приходить демо-записи. Но спустя некоторое время ему надоело минимал-техно, он ударился в idm и эмбиент, начал выпускать свои релизы на других лейблах, и в конце концов забил на Thinner, сконцентрировавшись на своем новом детище Abnormal Music. Однако в 2000 году он решил вернуться к продвижению Thinner’а, что ознаменовало его второе поколение — к этому времени главным девизом лейбла стало «прежде качество, а потом — количество». Третья генерация стартовала одновременно с 50-м релизом, когда Томас окончательно смирился с mp3, как с основным музыкальным форматом лейбла. Сейчас у руля этого непрофитного концерна стоит человек по имени Себастиан Реденц, который познакомился с Томасом в 2001 году. Тогда Себастиан сильно продвинул Томаса вперед, доказав ему, что в детройтском техно (бывшим на то время основным направлением лейбла) не происходит ничего нового. Себастиан пришел в лейбл с даб-техно, статическим минимализмом, урбан-электроникой и другими новомодными электронными направлениями. К тому же, Себастиан проявил себя неплохим организатором, и сейчас именно он принимает решение о выпуске каждого релиза, именно он руководит лейблом — интернациональной командой звукорежиссеров, дизайнеров, музыкантов. И именно Себастиану принадлежит инициатива открытия Thinner-саблейбла Autoplate. К настощему моменту роли распределились следующим образом: Thinner выпускает по большей части техно и хаус, являясь представителями того, что с легкой руки Штефана Бетке (Pole) называется урбан-дабом, а Autoplate — это полу-элитарные образцы эмбиента, дронинга, idm, электроакустики и много чего еще.

Я плохо знаю Thinner по той причине, что меня мало занимает такая музыка. Однако некоторые экземпляры все же вызвали определенный отклик.



Dolby — «Dub Expo» EP [THN008]

Thinner, 2002

Общепризнанная школа Basic Channel. Псевдо-танцевальные 4×4 с глубочайшим даб-эхом и обилием баса — классический саунд немецкого минимал-техно. Подрыгать задом совсем не тянет, максимум — покачать головой в такт. Но и минимум тоже. Музыка напряженна и упруга, ее спокойствие — мнимое, ее дилэй совсем не из солнечной Ямайки, а из черного клубного подвала, в котором тихонько стоит замороченная молодежь, следуя за битом потряхиванием головами и рассматривая бесконечный психоделический саундтрек на проекторе.

Но не был бы этот релиз так хорош, не будь в нем трека «Outward» — он последний в списке. Молодежь в черном клубе попадала бы со стульев от неожиданности, поставь вдруг Марко Фёрстенберг (человеческое имя Dolby) такое заводное рубилово. Да, скорее всего, немецкая клубная история знала такие падения. «Outward» гораздо жестче и энергичнее остальных, это уже далеко не минимал-техно, а нечто гораздо более шизовое и оживленное.

Формат
mp3, 192Kbps, 44KHz



Danny Kreutzfeldt — «Protolith» EP [THN016]

Thinner, 2002

Откровенно говоря, скачав и принявшись случать этот EP, я удивился — казалось бы, при чем здесь Thinner. Ко времени выпуска «Protolith» датчанин Дэнни Крайцвельдт уже выпустил альбом на Autoplate, который показался мне не очень интересным, но все же эмбиентом, и никак не техно-хаус-урбан-даб-что-там-еще. И первая композиция этого альбома — тот же эмбиент: что-то такое тянется резиновое, медленно и глухо звучит, неэмоционально, неспеша, и непонятно, куда. Да никуда — просто заполняет собой атмосферу. Но второй трек расставил все по своим местам — это, скорее, вариации на тему микро-хаус с еле заметным влиянием click’n’cuts, так что Thinner здесь очень даже причем. По звучанию релиз очень напоминает работы канадца Tlon (Жан-Себастьен Раукс). Но если Tlon — это почти всегда музыка для того, чтобы ее думать, то Дэнни Крайцвельдт — чтобы просто слушать. Впрочем, хороша ни сколько музыка, сколько факт, что она вышла на лейбле Thinner. Но сотри мой череп в порошок бледнолицый бог, если не прав был Себастиан Реденц, когда писал в пресс-релизе, что эта музыка лучше воспринимается ночью. Фактически, она является на славу сделанной колыбельной.

Формат
mp3, 192Kbps, 44KHz



Dick Richards — «Costa Daurada» EP [THN045]

Thinner, 2003

Дик Ричардс — канадец, живущий Торонто. Это мужик с серьезным музыкальным стажем. Еще в начале 1980-х он играл на басу в канадских панк-коллективах, но потом вдруг резко пересмотрел свои вкусы, заинтересовался дабом и регги и несколько сменил направление движения. К тому же он переехал в Европу (Барселона), а потом вообще двинул в Австралию (Сидней). Видимо, такие жизненные пертурбации сыграли серьезную роль, так что, вернувшись в середине 1990-х в Канаду, он начал успешно работать на почве электроники. Долгое время он был одним из команды музыкантов лейбла No Type, а потом на него обратил германский лейбл Raum…Musik, с которым Дик и подписал надавно контракт, продолжая, однако, сотрудничать с No Type.

Самое интересное, что в музыке Дика Ричардса совсем не слышно панка. Вырван с корнями. Вместо него — жесткие танцевальные ритмы и засилье баса. Влияние даба тоже слабо различимо. В основном, это музыка для танцполов, качественно сконструированное Macintosh-техно. Но что-то там внутри есть. И на мой взгляд, это что-то является несерьезным отношением к делу. Дик Ричардс смотрит на дрыгающуюся под его техно молодежь, посмеиваясь себе тихонько в бороду и думая мысли, для которых молодежные головы не рассчитаны.

Формат
mp3, 192Kbps, 44KHz

В остальном, Thinner звучит достаточно однообразно. Возможно, там есть еще что-то интересное, но для этого нужно скачать около 60 его релизов, чем мне заниматься лень. Я было предпринял такую попытку, но после пары сборников и альбомов оставил эту затею, не желая занимать дисковое пространство новыми образцами быстро забываемой музыки.

А вот Autoplate оказался настоящим кладом. Вслед за альбомами Андрея Кириченко я плотно занялся исследованием остальных релизов — они стоили того, чтобы скачать всю дискографию лейбла. Они стоили даже большего.



Andrey Kiritchenko — «00.00 (a suite of the midnight)» [APL002]

Autoplate, 2002

Иллюстрация ночной жизни, написанная ночью, когда маленький сын Андрея обычно спит и не пытается разобрать папин компьютер. После выхода альбом стал своего рода классикой. Гора музыкантов сделали гору ремиксов на треки «00.00», приличное количество онлайн-изданий опубликовали ревью.

«00.00» относится к ритмическому материалу — так Андрей называет «такую» свою музыку, и этот термин отменно справляется с задачей ее описания. В ней слишком много всего, чтобы дать ей более конкретное определение. Это много глитчей, но это не click’n’cuts. Это очень ритмичные и басистые всплески, но это не техно. Это прозрачный объемный саунд, но не эмбиент. Это довольно приятная мелодика, но совсем не idm. Скорее, все вышеперечисленное — просто набор инструментальных средств, который Андрей использовал для выражения своего ночного настроения. И у него это поразительным образом получилось — названия треков и их развитие-саунд-мелодика в точности подходят к описанию самого объекта/явления. Трек под названием «Полночь» заставляет широко зевнуть; «Рассвет» вызывает ассоциацию с утренним настроением в момент, когда я непонятно почему просыпаюсь раньше обычного и наблюдаю за первыми дневными шевелениями; слушая «Сумерки», я кожей чувствую начало вечерней жизни; «Ночь» — это вообще полусон/полуявь. Настоящее кино.

При этом каждая композиция звучит многосторонне и комплексно, тысячи слаборазличимых звучков-насекомых живут свою короткую жизнь, давая пищу гигантам или оставаясь пятнами на лампах. Со структурной точки зрения, каждый трек альбома — модель естественного музыкального отбора.

Формат
mp3, 192Kbps, 44KHz



Vultrapia — «Autopianotationalismasoschism» EP [APL008]

Autoplate, 2003

Vultrapia — это одна из дронинг-затей хозяина американского лейбла Zeromoon Джеффа Сурака, включающая, кроме него, пуэрториканца Джорджа Кастро и русского парня Янна. Джефф не очень доволен тем, как записывался этот альбом — он сетует на трудности в обработке материала в условиях разбросанности участников коллектива по земному шару. Ему нравилось записывать предыдущий, когда вся тройка сидела в одной студии и музицировала вместе, а большую часть «Au…schism’ы» пришлось сводить самому после предварительной обработки Джорджем.

Сперва я пожалел, скачав «Au…schism» — поначалу он показался мне просто очередным экземпляром drones и soundscape. Прошла примерно неделя. Вернувшись домой раздраженным после скучнейшей алматинской хаус-пати, я первым делом поставил Vultrapia, и меня тут же укачало в безбрежном облаке интернационального рева.

Грандиозная часть звуков Au…schism’ы — естественного гитарно-голосового происхождения. Названия почти всех треков — незнакомые, но красивые испанские слова: Playa Resaca, Arecibo Radio… Романтика саунд-процессинга. Романтика грузная, массивная и расползающаяся по швам, но еще способная поднять над землей, подобно дряхленькому аэроплану, который доставляет туристов в старые индейские города.

Формат
mp3, 192Kbps, 44KHz



Johan Wieslander — «Gas» [APL015]

Autoplate, 2003

Швед Йохан Вейсландер оперирует низкоуровневой музыкой, он составляет ее из звуковых волн, полученных путем генерирования аудио-сигналов. Он начал этим заниматься в 1994 году, в 2001 его трек попал в mp3-сборник лейбла Mille-Plateaux. Сейчас его очень занимает экспериментальная сторона минимализма. И вот, это занятие вылилось в целый час отменной музыки одного из наиболее интересных релизов нет-сцены.

Абсолютно раздетая музыка. С нее содрали кожу и мясо, и оставили существовать без некоторых органов. Но раз оставили, надо жить. И она живет — со своими заморочками, конечно, но непередаваемо по-живому. Мне кажется, мало кому удавалось сделать каждый звук вызывающим заинтересованность, не выходя при этом за рамки бесстрастной радиоэлектроники и неприветливо холодного пост-звучания. Например, когда-то такое удалось Pan Sonic’ам.

Формат
mp3, 192Kbps, 44KHz



Konrad Bayer — «Shall We Go To The Park?» [APL021]

Autoplate, 2004

Гитарист-электронщик из Мюнхена Конрад Баер — одна из свежих надежд экспериментальной сцены. Конрад определенно делает музыку, работающую в течение длительного времени, при этом с высоким уровнем доступности и без экзотических наворотов. В ней есть что-то мудрое, книжное, непостижимое, и одновременно очень понятное — и неважно, организму или мозгам.

Основные инструменты музыканта — гитара и старая игровая консоль Atari, которые создают много лупов и мало бита, классические гитарные пассажи совершенно не классические какие-то. Многие пост-гитаристы производят либо бесконечные заунывные гудения, либо бессмысленные абстракции. Безусловно, среди них есть интереснейшие представители гитарного индепендента: Дерек Бейли, Олаф Рупп, Йозеф Сухи, к тому же, мне очень нравится гитарная работа The Moglass. Но каждый из них обитает на своей собственной орбите, труднодосягаемой для обывателя, который зачастую может лишь восхищаться безумностью и неординарностью их произведений, ни на миллиметр не продвигаясь на пути их понимания. А Конрад Баер не пересекает границу осмысленного звучания, упаковывая им свое собственное чувство гитары, подведенное для облегчения восприятия неназойливой электроникой. Альбом «Пойдем прогуляемся в парке» — пример принципиальной электроакустики, которая не прочь прикинуться милозвучием ради того, чтобы стать понятнее. И призываю в свидетели весь мезоамериканский пантеон — она делает это вполне на уровне.

Формат
mp3, 192Kbps, 44KHz



Normal Music — «Let’s Do Really Strange Things And Call Them Normal» [APL022]

Autoplate, 2004

Да, действительно, давайте делать по-настоящему странные вещи и назовем их нормальными. И будем при этом нормальными людьми, без излишних претензий и выпендрежа, и будем совершать странные поступки и думать тоже будем о необычных вещах, и иногда наблюдать странные обстоятельства. Нормальный способ быть ненормальным.

«Normal Music» — это трио, состоящее из шведа Томаса Экелунда (дизайнера и владельца лейбла Fukk God Lets Create), Джеффа Сурака (участника проектов Violet, Critikal, Vultrapia и шефа лейбла Zeromoon) и Рафаэля Ириссари (композитора The Music Concrete Ensemble). То, чем они занимаются, записано из множества источников, там и полевых записей завались, и синтезаторных решений, оно и жизнеутверждающе басит, и жужжит так, что ушам больно, много там и гулких пустот и нойза. Неповоротливая аудио-масса, удивленная тому, что внутри нее столько всего происходит.

Меня эта музыка заставила много думать. Ну недостает ей перешарпленного звучания для того, чтоб зваться андеграундом. Но и за достижением уровня нормализованности, достаточного для хотя бы техно, она не гонится, хотя и звучит иногда вполне техногенно. Но совсем неспроста она так звучит.

Произведение в некотором роде жутковато — работающий фактор, на который перестали обращать внимание многие современные электроакустические проекты. И вместе с тем, трио проявляет непосредственный подход к делу, залихватски обзывая треки «Машинами, пугающими непостижимой частотой» и «Таблетками, таблетками, таблетками для ментального здоровья». А, вот еще — «Разрушающее упражнение сверления зубов». Ну не чудо?!

Формат
mp3, 192Kbps, 44KHz

Пресс-релиз «Странных вещей» сопровождается на сайте у Джеффа Сурака (Zeromoon) замечанием о том, что Autoplate — это лейбл, выпускающий музыку для наушников. Мне было очень интересно узнать, что об этом думает сам лейбл, и поэтому я связался с боссом Thinner/Autoplate — Себастианом Реденцем.


Каковы причины делать то, что вы делаете? Ведь нет-музыка — абсолютный энтузиазм. Я допускаю, что какой-то оборот денег ее выпуск порождает — музыканты ведь живые, поэтому играют иногда на вечеринках, представляя свои онлайн-издания, да, в конце концов, вы продаете футболки. Но, по идее, этого недостаточно, чтобы рулить целым лейблом.

«Причины делать Thinner — это наличие достойной музыки и некой общности, которая вокруг этой музыки сформировалась, а также возможность сделать эту музыку доступной во всех частях планеты, особенно для тех, у кого не хватает денег для покупки записей. Мы терпеть не можем дискриминацию и не поддерживаем сложившиеся механизмы музыкальной индустрии. Так как наш проект не является прибыльным, я не зарабатываю на этом никаких денег, я просто заведенный энтузиаст, который любит музыку своих друзей. Но мы представляем собой лейбл, который все же фокусируется на гастролях и проведении акций, где музыканты играют свою музыку вживую, и это позволяет им в определенной степени заработать. Правда, это касается исключительно музыкантов. Случается, что у нас идут какие-то минимальные продажи, но они покрывают только расходы на промоушен релизов за пределами интернета.»

Точно, у вас уже сложилась репутация «живого» интернет-лейбла — музыканты, релизы которых выпускаются на Thinner/Autoplate, участвуют в фестивалях, издают альбомы на других лейблах, в том числе, на «физических», т.е., на CD. В любом случае, выражение «команда Thinner/Autoplate», мне кажется, имеет смысл — одни и те же имена (Джефф Сурак, Андрей Кириченко, Мартин Юл, Ян-Себастьян Раукс) появляются в разных проектах. Так задумывалось или получилось само собой?

«Дело в том, что иногда я получаю демо-записи с музыкой, которая не очень вписывается в идеологию Thinner, являясь, все же, превосходной для издания. Фактически, ты имеешь в виду, что многие из тех, у кого есть релизы на Thinner, работают в ключе, отличном от его саунда. Это и было идеей — создать для их музыки еще один туннель к слушателю.»

Тоннель вы делаете очень качественный. Все ваши релизы сопровождаются оригинальными обложками, все они очень качественно звучат, практически как CD, гораздо лучше, чем у многих других онлайн-лейблов. Всем известно, что при кодировании в mp-3 музыка теряет в звучании высоких частот. Вы используете какое-то специфическое программное обеспечение или улучшаете качество звучания после компрессии с помощью каких-то восстанавливающих фильтров?

«Мастеринг — очень важная вещь, незаменимая при подготовке релиза, будь то твердая копия или mp3. Суть нашей работы сводится к тому, что мы должны слышать разумное качество звучания — даже сырой материал должен звучать динамично — так, чтобы было слышно, что за этим стоит хороший звукоинженер, специалист в соответствующем программном обеспечении. Наши звукоинженеры — Роланд Фейге и Бенджамин Фэй — настоящие волшебники мастеринга с огромным опытом. Результатом их работы является вполне живое звучание mp3-файлов, которые без проблем можно проигрывать, используя клубные усилители. Для нас важно обеспечить пользователей Traktor’а (программа-микшер для онлайн-сведения, своебразный виртуальный диджейский пульт) таким звуком, который бы соответствовал звучанию физических записей. Многие лейблы публикуют музыку, которую трудно проигрывать с помощью усилителей — или по причине низких битрейтов, что делает ее вялой, или потому, что они совсем не заботятся о мастеринге.»

Ты знаешь, мне очень нравится почти все, что издается на Autoplate. При этом в секции объявлений о живых выступлениях на вашем сайте можно найти объявления только о Thinner-музыкантах. Видимо, это из-за лэптопного характера проектов Thinner, в то время как многие Autoplate-музыканты представляют собой интернациональные проекты, использующие интернет, как средство обмена исходным материалом. Думаю, тяжеловато собрать, например, всех участников проекта Vultrapia в одном месте в одно время?

«Да вообще очевидно, что мы в основном концентрируемся именно на роли Thinner’а с точки зрения участия в клубном движении, поэтому не остается времени на то, чтоб уделить внимание «карьерному» росту Autoplate. Но эта ситуация как раз сейчас выравнивается — на Autoplate выходит несколько новых релизов, к тому же в планах — публикация анонсов о живых выступлениях Autoplate-музыкантов. На самом-то деле, они тоже часто играют вживую.»

Кстати, а как у тебя самого дела обстоят с музыкой? В первом релизе Autoplate — компиляции Bauhaus [apl001] — есть один твой трек (первый), и я должен сказать, мне он понравился даже больше, чем остальные. Твой трек импульсивен и энергичен, в то время, как остальные звучат ближе к эмбиенту, дроунингу и idm.

«Спасибо! Но вообще я забросил музыку после отдельных треков в компиляциях Autoplate и Thinner, сейчас меня больше устраивает позиция организатора и руководителя. К тому же, я начал учиться, поэтому в последнее время страшно занят.

Есть одна неприятная сторона жизни: день — это только 24 часа. У меня полно увлечений, но на них совершенно не хватает времени. Я хотел бы опять заняться музыкой, но я прекрасно знаю, что не смогу на этом сосредоточиться, пока не уйду с работы. Меня очень интересуют полевые записи и акустические инструменты, меня захватывают манипуляции с фортепиано, порождающие интересные журчалки. Я закачиваю много музыки, и поэтому то и дело компилирую DJ-миксы, издающиеся на Subsource — они отражают мои вкусы к нео-романтике электроакустического инструментального эмбиента и мета-музыке. До настоящего времени они вызывали существенный отклик, и вообще, я думаю, миксы — достаточно уникальное явление с точки зрения нет-лейблов.»



Sebastian Redenz — Music for When You’re on the Bus [SUBMIX028]

Subsource, 2004

В общем-то, Себастиан уже все про эти сеты рассказал. В точности так, как он и говорит — фортепианные журчащие пассы, вытянутые с других лейблов и спаянные в единый ком небольшой подменой саунд-смысла (кстати, совсем не разрушающей исходные треки). Дело в том, что среди источников я нашел много того, чем я сам довольно живо интересуюсь: Infra Red Army, Конрада Баера, Ханса Аппельквиста, Gultskra Artikler. Разная очень и порой совсем неприветливая музыка, и тем не менее — отличная, и как компияция звучит вполне органично. И только немного размыл саунд Себастиан, поэтому все стало несколько более отрешенным.

Ну, все-таки музыка для путешествий в автобусе. Так оно и есть… Один из тех сборников, который я с удовольствием слушаю утром по дороге на работу или в автобусе в какие-нибудь над-алматинские горы.

Формат
mp3, VBR, 44KHz

И вот я решил задать Себастиану прямой вопрос о непересекаемости музыки Thinner и Autoplate. Я начал издалека, мол, нет-сцена возникла по двум причинам: во-первых, по причине несогласия с рыночной политикой мега-лейблов, а, во-вторых, по причине легкости производства музыки в настоящем. И типа поэтому мы имеем дело с бесконечными хаус и техно, а вот эйсид-джаз и трип-хоп потеряли. И вот технохаусы стали аккумулироваться в web, потому что реальные производители перестали справляться с такой тучей музыки. А все, что осталось за их пределами, фактически объединилось в характеристике «эксперименты» — например, то, чем занимается Autoplate.

Себастиан, поправь меня, если я не прав: Thinner — абсорбер интернет-хауса, в то время, как роль Autoplate несколько шире — информирование аудитории о достижениях в области экспериментальной музыки.

«Точно! Хотя, на мой взгляд, бОльшая часть онлайн-лейблов фокусируется именно на музыке, близкой к экспериментальным направлениям и электронике. На самом-то деле, в интернете всего 4-5 хаус-лейблов и порядка 3-х, не больше, техно-лейблов. Трипхоп или что-то типа время от времени выходит на Miasmah. Ну а что касается Autoplate — мы больше не собираемся выпускать нойз и дронинг — я просто потерял к этому интерес. Мы постараемся проникнуть глубже в электроакустические тоннели, в музыку, в которой акустические элементы сочетаются с тепло звучащим эмбиентом, ну и в таком духе. Последняя компиляция («Many Things Worth Living For» [apl020]) хорошо иллюстрирует то, чем мы собираемся заниматься в будущем.»

Бумц! Меня таким ответом слегка треснуло в темя. Я-то думал, что полез в интернет разгребать груду дип-хауса лопатой, откапывая алмазные крупинки экспериментального авангарда, а оказалось, хаус выходит всего на четырех — пяти лейблах, все остальное — беспредельные экспериментальные пустыни. Я пересмотрел свой увесистый список Favourites — отношение поп-лейблов к экспериментальным — примерно 20 к 80. Первой мыслью было — и в чем тогда смысл моей затеи? Вторая мысль была несколько длиннее, и для ее окончательного оформления мне пришлось продолжить электронный разговор с Реденцем.

Себастиан, ты озвучил достаточно интересный факт. С тех пор, как я начал предпринимать попытки откопать что-либо новое и интересное в web, я заметил, что нет-сцена гораздо более экспериментализирована, чем ее физический брат. Дроны и нойз стали чем-то вроде сетевого мэйнстрима, сотни «конкретных» релизов приходятся на одну виртуальную техно-пластинку. По-видимому, это происходит из-за того, что коммерческие принципы не работают в среде бесплатной музыки… Короче, делай, что в голову взбредет, и не заморачивайся возможным неуспехом…

«Да, я думаю, в этом и заключается главное отличие от коммерческих лейблов — с релизом обращаются не по рыночному. Это обеспечивает легкость музыканту в нахождении лейбла и реализации кучи продукции, которая вряд ли будет продаваться. Так что я уже давно не удивляюсь, наталкиваясь на бешеное количество экспериментальных лейблов, на лейблы, кодирующие mp3 до 20Kbps, или просто на пустозвонный нойз. Но это интернет, в котором может быть опубликовано все, что угодно, а это уже — момент положительный. Все должно работать в соответствии с определенными правилами.

В конце концов, ценность материала зависит от операторов web-лейблов, от их собственных предпочтений и причин распространять mp3, от их желания раскручивать музыкантов. И у меня складывается впечатление, что среди них достаточно и таких, которые толком не соображают, чем они занимаются. Остается надеяться на ответственность музыкантов перед выбором правильного нет-лейбла, который может опубликовать его продукцию.»

Понятное дело, я обязательно додумаю свою вторую мысль до конца, а пока, по горячим следам довольно очевидных размышлений Себастиана, нужно расспросить о его собственных причинах и предпочтениях.

А каковы твои причины публиковать музыку? Как ты выбираешь релиз для выпуска? По большому счету, это два разных вопроса, касающиеся Thinner и Autoplate, что продиктовано непохожестью выпускаемой на них музыки.

«Нет, выбор происходит абсолютно одинаково. Демо-запись должна быть оригинальной, она должна демонстрировать как профессиональный подход музыканта к делу, так и, собственно, навыки программирования музыки. Кроме того, важно, чтобы сам человек был нормальным, доступным, объективным, и не зацикливался на чем-то одном. К тому же, играет роль имя музыканта — это помогает привлечь внимание к лейблу.

Мне интересна музыка, которая не воспроизводит образцы саунд-эстетики, уже изданные на Thinner и Autoplate. Меня привлекает нечто уникальное, и в то же время, соответствующее духу времени (Zeitgeist), но и достаточно сбалансированное, чтобы пристойно смотреться в нашем каталоге.»

Ага, смотрите, каким Себастиан Реденц оказался педантом — так много требований предъявляется к претенденту на издание на Thinner/Autoplate. Но такое количество условий — хороший знак, знак того, что предприятием рулит трезво осознающий свою роль человек. А я, оказывается, свое занятие осознавал совсем нетрезво. И вот теперь, благодаря нашей с Себастианом переписке, наконец, понял мои мотивы вести журнал о бесплатной музыке. Это понимание — и есть вторая мысль, и вот в чем она состоит.

Поп-музыка в интернете приживается плохо, на ее создание требуется больше времени и знаний — хотя бы основ музыкальной грамоты. Ведь чтобы сделать дронинг-релиз, достаточно примитивного синтезатора и пары эффектов, для выпуска конкретной музыки — микрофон и немножко воображения (чем могут похвастаться совсем немногие из конкретных творцов), для нойза, по большому счету, вообще ничего не нужно. Но как-то умудряются единицы делать музыку, способную удивить — бывает, революционную, бывает не очень, не такую уж и радикальную, но не без вызова и хитрых экспериментов. И часто в ней содержится кое-что чрезвычайно важное — нежелание называть ее каким-то словом или словосочетанием, невозможность применения к ней разумных принципов отбора. И я подумал, что задача Инди состоит в вычленении и обсасывании до косточек именно таких экземпляров музыки, независимо от того, на каком расстоянии они отстоят от обыденных музыкальных границ.

Это, например, минималист Йохан Вейсландер и максималист Андрей Кириченко, это UndaCova с Affective Disorder’ом на пару, это Normal Music, Дик Ричардс, 833-45 и нечто вообще потрясающее — Gultskra Artikler.





Gultskra Artikler — Gruppa Turistov [APL012]

Autoplate, 2003

Gultskra Artikler — Gololed [APL019]

Autoplate, 2004

Должен откровенно заявить — офигительно расчудесная музыка!

Это такое что-то внутренне отъехавшее. Такая, блин, непонятная сумятица в этом всем, толпища звуков, длинные вереницы информации, каждая из которых может так далеко за собой унести, что потом трудно выбираться в любую другую музыку. О многом можно сказать, что оно звучит как-нибудь-так-или-как-нибудь-эдак, а это звучит слишком по-всякому. Вообще, как такового саунда здесь нет, оба альбома — сплошные сюрпризы. Совершенно не за что ухватиться в этой музыке, она все время оставляет слушателя не у дел, постоянно меняя сюжет, и поэтому не совсем понятно, что там внутри нее делается. Короче, Gultskra Artikler — это весьма необычная штука. Даю голову на отсечение!

Это до определенной степени этнический электро-авангард, устроенный расшанно и нестойко, все рвется и лопается. Звучит иногда слишком по-сибирски холодно и бесчувственно, но не углубляется ни в этническое громыхалово, ни в электронику, оставаясь стопроцентной абстракцией, временами довольно радикальной. Приятен уже тот факт, что в электронной среде появляются такие записи — как бы это сказать… ну, стилистически сбалансированные или вроде того.

Gultskra Artikler — это Алексей Девянин («Stud» — хлопец, eng) и Алексей Глазачев, два хлопца из сибирского города Новосибирска. Правда, насколько я понял из отрывочных сведений в разных источниках, Девянин сейчас вертится в Москве. Он выпустил гору релизов на разных интернет-лейблах (Kikapu, Kahvi, AcediaMusic), а сейчас ведет и свой — Please Do Something. В одной из рецензий на релизы Gultskra Artikler Девянина называют «надеждой нации».

«Гололед» — подарочный, новогодний альбом, дата релиза — 01.01.2004. В нем есть трек «Бабушка дня» — самый смак! Неподъемные пласты скрежета и шума, в которых много-много собственно музыки.

Формат
Gruppa Turistov: mp3, VBR, 44KHz
Gololed: mp3, 192Kbps, 44KHz

Мнимая элитарность мейнстрима

Но факт остается фактом: интернет-мэйнстрим сейчас — экспериментальная музыка, которая, вообще-то, является до определенной степени элитарной, слабо пролезаемой в сознание масс. Но причем тогда здесь мейнстрим? Свидетельствует ли это о том, что большинство интернет-слушателей — высоколобые снобы, предпочитающие «музыке ленивого воскресного утра» концептуальные скрипы и шорохи? Вряд ли, поскольку термин «поп-музыка» сам по себе отражает характер массовых предпочтений. Может быть, мы имеем дело с повторением кассетного бума 1980-х? Тогда огромный пласт элитарной муз-культуры выпускался мелкими лейблами и отдельными энтузиастами на кассетах, которые распространялись задаром, при этом явление имело характер развитой сбытовой сети. Вообще, похоже. Музыкальный web-конгломерат — это тоже некая общность, заинтересованная в том, чтобы познакомить с собой максимальное количество слушателей при минимуме затраченных средств. К тому же, качество mp3 ниже CD, и кассетная музыка звучала беднее, чем музыка на винилах.

И все же, все же… Мне кажется, дело не в этом. По всей видимости, корни обилия электронного хлама кроются в обычной человеческой лени. Ответственный музыкант может потратить неимоверное количество времени на разработку своего собственного, неповторимого заявления, постоянно спотыкаясь и обламываясь, утыкаясь в бесчисленные невозможности, раздраженно забивая на муз-поделки и опять к ним возвращаясь, упорно продвигаясь на миллиметры вперед, и приобретая стойкое отвращение к занятию музыкой. На это могут уйти годы, результатом которых станет появление одного-двух дисков — вполне реальный результат после титанического напряга. А существенная часть интернет-музыкантов — ленива и ориентирована на получение быстрого результата, и в этом ему способствуют два фактора: бешеное развитие технологий и свобода распространения информации в интернете. Западло ожидать решений лейблов об издании релиза — им же нужны в первую очередь прибыли. А музыканту — чтоб его услышали, поэтому нечего ему напрягаться еще и ожиданием! И учитывая, что сейчас потенциальным музыкантом может считаться любой обладатель компьютера, можно не без оснований предположить, что любой благодарный слушатель — даже если он месяцами готов вслушиваться в голый шум — является потенциальным хозяином лейбла.

Это удручающая ситуация? Нет, это отличная ситуация! Это значит, в музыкальную (а также в кино-фото-прочую) историю вмешивается, с одной стороны, научно-техническая революция (НТР), а с другой — вполне естественное человеческое желание меньше напрягаться и больше получать (что косвенно является причиной и самой НТР). Возникает либо бум (чего не возникает), либо просто образуется сверх-обилие. Это вносит свои коррективы в отбор музыки — приходится быть внимательнее ко всему, что вокруг делается, потому что… ну, интернет-музыки просто больше, чем обычной. Поэтому нужно уметь реагировать на внезапное проявление неповторимости, тем более что оно уже на полную катушку проклевывается, а инициативы вроде Thinner/Autoplate этому очень способствуют. Мы являемся свидетелями интереснейшего явления, и именно поэтому мне очень хочется находиться в гуще событий.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: