review #3: Various Compilations

Компиляции — что-то вроде возможности съесть много маленьких пирожных вместо того, чтобы засовывать в пасть большой кусок торта. Каждый раз, натыкаясь на новый лейбл, я первым делом разыскиваю самую свежую компиляцию — обычный способ быстрого знакомства с очередной комьюнити. Именно компиляция в какой-то степени определяет дальнейшее направление движения.

За то микро-время, в течение которого я занимаюсь поиском занимательных явлений в интернете, у меня скопилась фигова туча сборников. Некоторые из них предназначены для ознакомления потенциального слушателя с продукцией лейбла/комьюнити, другие представляют собой независимые творческие единицы. Последние гораздо интереснее первых, но в любом случае, многие достойны отдельного внимания.


[kyoto]

Молодой датский лейбл Kyoto показался мне вначале интернет-близнецом берлинского Basic Channel. Дизайн сайта минимален, почти все релизы — предположительно, компиляции, на сегодняшний день опубликованы 4 штуки. Они никак не называются, нет информации об авторах треков, все иллюстрации выполнены в едином, непретенциозном стиле. Но в какой-то момент в гостевой книге сайта Kyoto появилось сообщение примерно такого содержания: «Парни, музыка — супер, но ресурс — отстой: где информация о музыкантах и все остальное? Поучились бы у других лейблов, как нужно настраивать удобства». Поэтому 3-й релиз — это уже альбом некого Иеронимуса, а 4-й — совместная его работа с неким Ксоки. Ну, блин! Откуда же взялся этот хренов учитель? И почему ребята из Kyoto так легко сдались своим слушателям?!

Kyoto занимается исследованиями «глубокой минималистической музыки, в которой эстетика звучания и функциональность объединены для достижения гипнотических форм и движений» — проще говоря, техно и хаус с традиционным для немецкого минимал-техно саундом. Некоторое время у меня в башне вертелась мысль — почему некоторые Basic Channel’ы мне нравятся, а их интернет-братья (являясь, вообще говоря, вполне недурными образцами клубного техно) — оставляют равнодушным. И скоро я понял: Basic Channel усугубляет эстетику клубного техно — их диски звучат как будто из-за стены, бас-барабан глуховато воркует вместо того, чтобы сочно стучать в мозг, все звуки несколько размазаны и неотчетливы. Из-за этого кажется, что ты стоишь за стеной клуба, в который то ли не пускают, то ли не хочется заходить, потому что снаружи это звучит любопытней. А Kyoto-саунд — раскатист и могуч, это настоящий карнавал хруст’н’клацев, грандиозного эха и заводного басилова. Все время хочется выйти из клуба наружу.

Некоторые треки я с удовольствием использую в качестве будильника — приятно быть разбуженным энергичными звуками и щелкающим битом. Но, по сути, музыку, выпускаемую Kyoto, трудно слушать в качестве чего-то иного, нежели будильника или (максимум) рабочего фона — такие себе техно-конфетки. Хотя было бы несправедливо утверждать, что у кондитеров из Kyoto нет вкуса.

Есть одна положительная особенность в работе лейбла: по прошествии некоторого времени после публикации релиз удаляется. Мне кажется это признанием авторами сиюминутности их музыки, что само по себе достойно уважения. К тому же, эта особенность заставляет следить за обновлениями лейбла, а, следовательно, относиться к нему с определенным вниманием.

Формат
192Kbps mp3


«Music is About People» [iD.011]

iD.EOLOGY, 2004

Главная задача сетевого лейбла ID.EOLOGY — познакомить потенциальных слушателей с современной немецкой сценой, возникшей в определенном кругу людей, и решившей, что она является оригинальной культурой. Собственно, сейчас вокруг очень много таких микро-субкультур, но некоторые знакомят мир просто с собой, а некоторые — с чем-то бОльшим. У всех это получается с переменным успехом, и немецкая формация ID.EOLOGY к оригинальным явлениям совсем не относится.

Судя по инфо на сайте лейбла, он знакомит нас с музыкантами, каждый из которых работает в собственном направлении, а главной целью лейбла является создание платформы для музыкантов, как личностей. Вопрос творческого единства не обсуждается, главное, чтобы с личностью все было в порядке. Напоминает распространенное заявление героев русского рока: музыкант ты или нет — пофигу, главное, чтоб человек был хорошим. Что ставит под серьезное сомнение наличие культурного явления.

«Музыка для людей» получилась настолько пестрой, что вообще трудно говорить о какой-то культуре в смысле результатов творчества некоего объединения. В кучу свалены эмбиент, техно, все известные разновидности хауса, хипхоп, электро и даже что-то вроде слегка подкачанного электроникой балаганного рок-н-ролла. Все, что демонстрирует компиляция — это потрясающее качество звучания и неимоверное дружелюбие. Музыка для чилл-аут баров с застекленными террасами, высокие стаканы с водкой и соком на круглых столиках, стильная улыбающаяся молодежь, диваны. Ужасно, в общем.

Формат: 192Kbps mp3


Sijis Radio Show «Down with the Chairman»

Серия записей радио-постановки «Down with the Chairman» — сеты, собранные из свободно-закачиваемых файлов, прокручиваемые (как правило) без пауз и комментариев, хотя некоторые из них содержат интервью с музыкантами — например, коротенькие, но содержательные беседы с Дереком Хольцером и Кимом Касконе. В любом случае, бОльшая их часть — изначально «собранные» сборники. Вот здесь — Sijis Radio Playlists — плейлисты передач, сами записи скачивать нужно с Archive.org.

Всем радуют эти компиляции, а особенно: а) отсутствием гранд-серьезности; б) наличием серьезной музыки. Это с умом и вкусом отобранные экземпляры, представляющие сетевую музыкальную культуру с живой, не закисшей стороны. К тому же каждый плейлист сопровождаются информацией о том, куда лезть дальше, это особенно полезная фишка.

Удачная находка — включение в плей-лист фрагментов записи дальнейшего или параллельного эфира. Нехитрое, но симпатичное творчество радио-людей.

Формат:

Каждая запись доступна в форматах: 64Kbps mp3, VBR mp3, 256Kbps mp3, Ogg Vorbis


«Compilado Loop 01» [loop001]

Loop, 2004

Это тоже — склеенный конструктор, и тоже довольно удачно. Loop — это чилийский веб-журнал о современной электронной музыке, его ведет один человек — Гуиллермо Эскудеро. Журнал переполнен рецензиями, статьями, интервью и компиляцией с нехитрым названием.

Насколько я понимаю, компиляция не столько кого-то с чем-то знакомит, сколько отражает музыкальные вкусы издателей и объекты фокусировки журнала: Владислав Дилэй, Ким Касконе, Пабло Рейхе, Dub Traktor — острие бритвы современной около-экспериментальной сцены. Но если уж говорить о содержимом, то авторы самых главных событий сборника — пока незнакомые мне проекты Longina (хрустящая прямота минимализма) и Coeval (трек с неотвратимо растущим напряжением).

Loop — довольно интересное образование в Чили, здоровый латиноамериканский энтузиазм, готовый интернациональничать на всю катушку.

Формат: 192Kbps mp3


«Into the Core of Luumu!» [luumu001]

«Canine Fragrance» [luumu002]

Luumu Recordings, 2004

Два первых mp3/CD-R-релиза нет-лейбла Luumu.

Первый — «Into the Core of Luumu!» — это просто сборник типа «знакомьтесь». Интересное там начинается на предпоследнем треке Винсента Бергерона и заканчивается на последнем — немца Trikband.

«Canine Fragrance» («Аромат псины») гораздо любопытнее. Его составляли из оригинальных, специально для него написанных треков, а не выкушенных из других релизов, как первый. В работе над «Ароматом» участвовала куча интернациональных проектов, делающих музыку, обмениваясь звуковыми файлами по интернет и обычной почте. Доводку материала до состояния релиза осуществляли парни из Ovo — коллектива, представленного на сборнике двумя idm-треками, акустически довольно интересными. Кроме этого, неплохое впечатление произвели смурные, но разнопестрые работы проектов Cytrus и Ihokas; вообще компиляция полна маленьких доказательств того, что неважно, в какой именно музыке обитает музыкант — важно, зачем он туда полез. Есть ли ему, что сказать, или он просто хочет быть музыкантом.

Самыми интересными мне показались треки парня по имени Trikband. Он делает «пульсирующую музыку» (Pulsmusic), в ее описании используется аналогия со старой компьютерной игрушкой, которая предполагает разнесение в пух и прах боевой техники противника. Вы стреляете направо и налево, потому что врагов много, и они со всех сторон. Нажатие клавиши выстрела преобразуется программой в эмуляцию звука выстрела, таким образом, стреляя по врагам, вы слышите непредсказуемый пульс компьютерной канонады. Но все же пульс — сочетание звуков, генерируемых компьютером, и звуков нажатия клавиши. Неважно, насколько они хаотичны — инстинктивно вы начинаете искать геометрическую последовательность, состоящую из звуков и пауз между ними. Это и есть универсальный ритм, который является главным рабочим материалом Trikband — спонтанная последовательность звуков, в которой больше важны паузы между ними, чем они сами. Мы делаем эту музыку сами, все звуки, которые мы производим — тот самый эталонный пульс.

Но похоже на то, что думает Trikband не только об универсальном ритме. Да, его треки абстрактны, и это типа тот самый псевдо-геометрический ритм. Но в них есть еще кое-что — здоровая иррациональность, из-за которой музыке удается звучать компромиссом с точки зрения саунда, и совершенным его отсутствием во всем остальном.

Формат

Into the Core of Luumu!: VBR mp3

Canine Fragrance: 160Kbps mp3


.microsound

.microsound — одна из инициатив Кима Касконе, придумавшего не только этот ресурс, но и давшего название всему стилевому направлению.

Это набор онлайн-компиляций, каждая из которых представляет собой тематический проект. Темы выдумываются редакторами ресурса. Проект исследования определенной тематики представляет собой фактически релиз, для которого оформляется передняя и задняя стороны обложек виртуальных дисков, плейлист и все такое. Собственно, с концептуальной точки зрения ничего нового Ким Касконе не придумал.

В темах проектов наблюдается сумасшедшее разнообразие.

7econds — каждый трек трек компиляции звучит не больше 7 секунд, в современном медиа-телевизионном мире это время считается достаточным для осознания и переваривания информации. В рамках проекта перед музыкантами стоит задача втиснуть в 7 секунд осмысленный музыкальный фрагмент — использующий определенный тональный спектр и обогащенный композиционно. У многих получается.

pi π — компиляция, посвященная числу π (pi=3.1415926535897…): каждый трек длится ровно 3 минуты 14 секунд, в остальном композитор волен обращаться с трансцендентным числом, как ему вздумается. Способы обращения варьируются от наплевательских до научных, встречаются довольно неординарные решения из области математического моделирования и комбинаторики. Всячески рекомендуется изучать их описания — иногда почти не верится, что эта музыка рассчитана, а не придумана. Релиз опубликован в pi-день — 14 марта (3.14).

RNDTXT — вообще не музыкальная затея, а доказательство того, что искусство может быть получено даже из мусора. «Random Text» (произвольный текст) — известный прием спамеров, к которому они прибегают для обмана почтовых спам-фильтров. Результат работы в рамках данного проекта может быть выражен в любом виде, он может даже не обладать музыкальной природой, а быть графическим или текстовым файлом, коллажем, какой-нибудь таблицей, и вообще чем угодно, лишь бы его можно было опубликовать. Единственное условие — в качестве ресурса должен выступать текст, составленный Кимом Касконе из почтового спама, который он (внимание!) коллекционировал в течение пары лет. Особенно радует такое замечание: «Любой спам, присланный мне по доброй воле, я расцениваю как свободный для использования материал (open source content)». Музыка там тоже есть, понятное дело, слушать ее почти невозможно.

Самая свежая компиляция — Madrid — посвящена жертвам теракта в Мадриде 11 марта 2004. Похоже, она просто опровергает бесполезность такого рода искусства и выражает сочувствие испанцам. С музыкальной точки зрения она — самая скучная, но факт ее появления довольно важен: майкросаунд-музыканты — обычные люди, им тоже может быть хреново.

McDonna — сборник ремиксов на песни Мадонны, временами симпатично громыхающих, всегда — микротонально жужжащих и попискивающих. Это наиболее интересный проект .microsound. Кроме него, очень недурны Parasites и Памяти Джона Уотермана.


TU M’P3

Настоящая бесконечная интернет-компиляция, единицей выхода которой является не релиз, а отдельный трек. Для удобства навигации (а может и с какими-то другими целями) треки объединены в так называемые «нерегулярные релизы без четко определенных сроков издания». Как правило, такой «релиз» называется временем года — типа «Summer 2003». Ничего общего между треками в релизе нет.

Tu M’ — это проект из двух музыкантов: Россано Полидоро и Эмилиано Романелли. Время от времени они выпускают в разных частях света свою тихую музыку электроакустического характера, как правило, в виде mp3-релизов. И еще ведут веб-лейбл с хорошим подходом к делу. Музыка, публикуемая на TU M’P3 — это саундтреки к картинкам, которые Tu M’ в огромном множестве генерируют с помощью своей веб-камеры. В основной своей массе картинки представляют собой психоделические абстракции, в сопровождении музыки они являются неделимой единицей творчества — картинка и ее саундтрек. Tu M’ являются инициаторами и участниками процесса создания этих единиц, автор музыки дает название получившемуся.

Получившееся — удачное словечко для описания того, что делают Tu M’. Неважно, что на каждый интересный трек здесь приходится по три пустышки — главное, что получается громадный вал музыки при том, что внимание фокусируется на атомарных композициях.

Саундтреки, понятное дело, очень разные. Существенная их часть — микротональные шумы, musique concrete, импровизационная электроакустика, эмбиент, нойз и дроун в различных проявлениях, иногда попадается странное home-recorded техно, porn-core и развеселые бастард-поп коллажи. Среди музыкантов Tu M’p3 много имен на слуху: Эральдо Берноччи, Ким Касконе, Олаф Рупп, Родди Шрок, Андрей Кириченко, Франс дэ Ваард, Себастьен Раукс, Йозеф Сухи, Donna Summer, Radian, Scanner, сами Tu M’. С миру по скрипу…


«Garso Zona» [srfc007]

Surfaces, 2004

Компиляция музыки независимого литовского медиа-проекта — сообщности музыкантов и видеоарт-художников, работающих над фестивалем Garso Zona. Этими людьми активно ведутся работы в направлениях пост-техно, кликс’н’катс, майкросаунд/майкроглитч, текстурный дронинг и прочие нечеловеческие слова. Некоторые исследуют влияние ритмических структур на организм и сознание слушателя. Казалось бы, ужас, а не музыка. А тем временем ее даже можно назвать необычной. Только как бы объяснить, в чем эта необычность?..

Современная тихая наэлектризованная музыка в своей основной массе — это разглядывание блох. Тут хлюпнет, там скрипнет, здесь зашуршит, передвинется как-то в сторону, поменяет цвет и ширину шага — но редко изменит что-то вокруг себя. Ну и таким образом развивается, и ее это, похоже, устраивает. Типа пока никто не отменял воздействие на слушателя оригинальной обработки звука, а революционный саунд — это так, для толпы замануха, не для эстетов. И само собой, современной тихой наэлектризованной музыке такое положение вещей совсем не на пользу.

Вот и с этим сборником почти такая же ситуация. Только его оживили немножко, дали подышать обычным человеческим воздухом, и от этого морда робота зашевелилась. Она уже не просто шуршит и хлюпает — она озирается и удивленно поднимает брови: «ух ты, я так могу, и так тоже». Возможность сделать лишний шаг и хоть немного ему удивиться — это и отличает Garso Zona от прочих роботов — тех, которые вовсю трудятся на конвейере нечеловечьих майкроглитчей с текстурным нойзом.

Не могу сказать, что произвели впечатление все треки. Но в любом случае, это что-то вроде примера для деятелей по-хорошему ненормальных поп-музык и глитч-авангарда. Приятно также то, что оба эти определения вполне можно применить к одной и той же музыке.

Формат: 192Kbps mp3

Посылка из Прибалтики

С некоторых пор одной из необходимых вещей я считал знакомство с прибалтийской демо-сценой. «Garso Zona» была первым, очень поверхностным знакомством.

Второе состоялось так — в середине лета со мной связался Бъёрн Миккельсон, ведущий радио-передачи Антистатик. Бьерн предложил выслать мне несколько промо-дисков рижского лейбла kolka — я, конечно, согласился. Через несколько месяцев (из Новокузнецка в Алма-Ату почта идет долго) я получил посылку с 4-мя дисками: «InOut» in 13 Exhalations», «Kratzputz Konzentrat», «Motobase» (это компиляции) и совершенно пустой альбом гитарного мейнстрима Yaputhma Sound System.

В общем, знакомство с прибалтийской экспериментальной комьюнити продолжается, и за это Бъёрну — искреннее спасибо!


Gas of Latvia «InOut» in 13 Exhalations» [IBCD 406]

Ingus Bauskenieks Ieraksti, 2004

Идея такова — латвийский электронщик по имени Андзонс, представляющий собой проект Gas of Latvia, попросил вокалистку по имени Элина Лука, пробормотать фразу «вдохни, выдохни» (по-латвийски это звучит «ieelpo izelpo»). Она пробомотала, Андзонс поработал над записанным фрагментом — и получился трек «InOut», вошедший в один из его альбомов и компиляцию современной латвийской электронщины. Трек был встречен с восторгом, вызвал некоторое подобие локального хайпа, и позднее послужил материалом для записи сборника ремиксов, который и находится сейчас в фокусе внимания.

В основном это то, что называется «gentle electronica» — кроткая, или, скорее, благородная электроника, некий камерный power-idm, остающийся (несмотря на свою power’истость) музыкой смирной и благородной. И вот эти благородство и камерность страшно нервируют. Редко в общей каше красивостей можно расслышать что-то способное развернуться и загреметь на полную катушку — и тогда я думаю: ну, давай же — протяни этот ползунок немного дальше, неужели тебе не интересно, что там — за границей «0 Db»?! Но нет, ползунок доползает ровно до отметки, выделенной красным жирным шрифтом в учебниках по стандартам саунд-процессинга. Из общей атмосферы покорности стандартам немного выделяются треки проектов Oloolo и My-ym. И то — они не столько интересные, сколько просто немножко иные. В остальном, такая музыка ничего типа нового, загадочного или радикального не демонстрирует, и поэтому ее типа куча.

Кстати, диск сопровождается инфой о том, что исходную композицию и ремиксы, не поместившиеся на диск, можно скачать с сайта Gas of Latvia www.gassound.lv (правда, у меня не получилось).

Формат: CD, цена €7.00, заказать можно в мейлордере Tornis.


«Kratzputz Konzentrat»

Kolka, 2001

Скучнейший экспериментальный эмбиент/клик’н’катс. Видимо, срез музыки рижской сцены на начальных стадиях ее оформления, скорее всего, в 2001 году он звучал ничуть не интереснее. Совершенно безжизненные образования, пассивные абстрактные эксперименты, стопроцентный саунд-дизайн. Не движется вообще ничего, каждая композиция начинается и заканчивается, так и не разглядев в себе способности измениться, все очень статично и неотличимо одно от другого. Положение немного спасает 10 трек проекта Lost Cluster (тек-хаус диджей Антон Кубиков, засветившийся на культовом немецком лейбле Kompakt под именем SCSI 9) и следующий за ним — «3i» от Neco. Они далеко не захватывающи, но вносят хоть какое-то стилевое разнообразие и немного бодрости в отрешенную и ленивую тянучку «Концентрата». Релиз сам по себе похож на свои треки — он начинается и заканчивается, так и не разобравшись в главном — зачем же он, собственно, нужен.

Формат: CD-R

Нет, я не верю, что прибалтийская демо-сцена настолько скучна. И последний диск серии «посылка из Прибалтики» меня в этом неверии несколько поддерживает:


«Motobase»

Stirna, 2002

Промо-компиляция латышского техно, выпущенная Stirna — саблейблом рижского Kolka (кстати, к настоящему моменту он превратился в нет-лейбл Audiot, а ведут его парни из Oloolo Кирилл Ломунов и Родион Золотарев).

«Motobase» — это техно-глитч-минимализм, заправленный нойзом, дроунингом и другими уже практически несовременными словечками — короче, techno meets underground. В интернете — ни слова о релизе, по крайней мере, ни по-английски, ни по-русски. Названия треков обращаются вокруг автобусно-аллейных тем, возможно, это музыка для прослушивания в пути.

Мне очень нравится этот сборник, по крайней мере — существенная его часть. А больше всех остальных мне нравится композиция «Returning» проекта Deep-Z: ее перегруженность, массивный ревущий грув и острые метрономные хрусты. Вообще, сочетание андеграундного саунда и техно-минимализма дает довольно интересный результат: технически бедные композиции звучат вполне шумно и режуще, но благодаря биту, они не просто скоблят по нервам. Это настолько чудно звучит, что становится непонятно — как до сих пор можно делать техно привлекательным.

Формат: CD-R


«Progress: The Trieste — Vladivostok EX.04 line» [rxtxcd 006]

rx:tx, 2004

Основное назначение этого сборника — представить миру качественную (и в смысле выпуска релиза и в смысле его осмысленности) электронику стран Восточной Европы. В 16 треках уместились Россия, Латвия, Украина, Польша, Чехия, Венгрия, Сербия, Хорватия и Словения. Авторы релиза — словенский лейбл rx:tx — пишут с гордостью о своем детище, но на полноту представления материала не претендуют, отмечая, что их сборник формирует не всеобъемлющую картину региона, а только определенный его срез. Оно и понятно — слишком много разных электроников крутится на пост-советской и восточноевропейской территориях, в 70 минут их групповой портрет не втиснешь.

Но главное, что втиснулось достаточно всякого добра. Сборник не удивляет (ах, неужели там есть такая музыка — да конечно есть, давно известно), но оставляет чувство, что есть еще люди, которые делают ритмично-мелодичную музыку стОящей внимания. Вдувают в перестуки и мелодии не просто какое-то там настоение, а довольно странные звуковые переплетения, иррациональные коллажи и резкие смены направлений движения. Часть треков базируется на вполне стандартной мелодике, характерной для idm — и звучит это довольно скучно, несмотря на все старания авторов отмазаться филигранно выстроенной ритмикой или каким-то там концептом. Но много и такого музона, внутри которого происходят странные манипуляции, не покрываемые словами «ритм» и «мелодика». Радует также, что представители Восточной Европы любят всякое издевательское сэмплирование и ехидные выкрутасы из музыкальных и немузыкальных (записанных) звуков. Ну и вообще — не зависают на музыкальности, а, скорее, неплохо в ней ориентируются, чтобы не допустить ее засилия.

Лучший трек компиляции, на мой взгляд — «Banjo Boy» интернет-дуэта Karaoke Mouse (интернет-коллектив — это когда музыка получается в результате обмена материалом между музыкантами по мэйлу). Чех Томаш Карасек и живущий в Словакии украинец Виктор Твердохлебов шлют друг другу песенки и с изысканной кровожадностью их кромсают до состояния раздетого, демонтированного техно-попа, но с намеками на все, что только может называться музыкальным направлением. Причем, именно с намеками, а не с явными элементами.

Радует еще вот что: в компиляцию втиснуто много всего разного в смысле саунда и отношения к тому или иному определению, но впечатления пестрости она не производит. Т.е., структурно и идеологически это очень неплохо выдержанная работа.

Формат: CD, цену не помню, растворилась в куче других одновременно заказанных дисков. Помню, что недорого.


«Did you mean to search for: clipart?» [slap020]

Slapart, 2002

Американский лейбл Slapart обитает в Бруклине, Нью-Йорк, его ведет неагрессивный шумовик Николас К, больше известный как n.kra. Задача лейбла полностью противоположна культивированию определенного музыкального направления: приветствуется любая форма самовыражения, даже немузыкальная: «Только ли для глаз предназначена картина? Только ли для ушей — музыка? Только ли для того нужны аттракционы, чтобы вызывать боль в желудке? Медиа существует во многих формах, и поэтому медиа-информация должна рассматриваться как нечто неделимое. Мы можем просто слушать, но реагирует при этом все тело. Барьеров для восприятия быть не должно.» Ну, с этим трудно поспорить…

«Did you mean to search for: clipart?» — сборник праздничный, юбилейный, им Slapart отметил выпуск первой десятки mp3-релизов. Как и полагается в таких случаях, в него вошли куски того, что уже издавалось лейблом, и того, что просилось к выпуску в ближайшем будущем. Все это — преимущественно электроника, находящаяся где-то на середине дороги от просто idm к пост-idm, больше ничего там нет. И это — несмотря на всеядность лейбла, продвигаемую им самим и замеченную мной в других релизах. Вот кусок рецензии на «Клипарт», которая очень понравилась Николасу: «Хватит ждать, пока выглянет Aphex Twin, и не ждите от Autechre, что они перестанут делать вид, будто выпускают не одну и ту же запись снова и снова. Зацените Slapart — вот будущее электроники». Еще бы ему не понравилась такая постановка вопроса. Только несколько странно это все. Получается, что если бы вдруг выглянул Aphex Twin или Autechre перестали делать свой вид, то сразу всем наступило бы то самое будущее. Дело было в далеком 2002 году, всем хотелось будущего. Но так как на Aphex Twin и Autechre надежда была слабой, будущее каждый выдумывал себе сам. И у лейбла Slapart будущее вышло таким, как будто его сделал Aphex Twin, даже не высовывая головы, или Autechre, выпуская ремиксы на свои ремиксы своего позапрошлогоднего альбома.

Формат: 192Kbps mp3


«The Noise & The City» 2LP [mounlin008]

Autres Directions In Music, 2004

Autres Directions In Music — это французская команда энтузиастов, представляющая собой не только лейбл, а еще и онлайн-издание, посвященное независимой музыке. Вообще-то, все начиналось c web-зина, а лейбл приложился уже в процессе, а сейчас у них в планах — еще и радио-передачи. Трудоголики французского андеграунда.

«Шум и город», как нетрудно догадаться из названия — проект психогеографический, замешанный на ощущениях наблюдателя за городскими событиями, архитектурой, транспортом и прочими урбанистическими подвижностями и статичностями. Главная цель музыкантов в рамках этого проекта — передать настроение определенной урбан-зоны, поделиться с аудиторией собственными чувствами, которые они испытывают, нарезая круги по родным городам. И вот — 30 человек в разных уголках планеты, вооружившись минидисковыми рекордерами, вышли на охоту за собственными ощущениями. По задумке, от каждого из них требовалось следующее: фотография выбранной ими зоны, пара слов о своем выборе и собственно трек. Треки полагалось формировать только из записанных звуков, на синтезаторную косметику было наложено вето.

Само собой, музыка получилась очень пестрой и шумной. И все же исследователи извернулись и сделали из своих ощущений именно музыку, а не просто наворотили гулкую мешанину из окружающих их звуков. Из-за этого релиз несколько утратил в концептуальности, но несомненно приобрел в других местах — это можно не просто слушать, а слушать с удовольствием. Документальный характер музыки особенно располагает к себе в дороге: болтаясь по Алма-Ате, я леплю себе реди-мэйд клипы из Манчестера, Брюсселя, Дортмунда, Таллина, Киото, Мельбурна, Лимы; сидя в кабаке неподалеку от своей работы, я смотрю на бармена, который наливает мне кружку кельнского пива; пересекая алматинскую новую площадь, я ищу глазами бетонную поэму Королевской пристани из новозеландского Веллингтона. Почти три часа звучания — диск на целый день.

И тем не менее — как бы ни была хороша музыка, можно по пальцам пересчитать участников «The Noise & The City», справившихся с основной задачей — передать настроение города, а не просто скомпилировать трек из городских шумов. Ведь целью было выразить город в его собственных звуках, а не украшать его музыкой, а участники проекта в основном концентрировались на крученых ритмических пассажах, синтезе музыки на основе записанных звуков, всевозможной фильтрации и прочих технических наворотах, подробно и методично комментируя используемое оборудование и софт. И очень немногие работали над главным — психогеографическими характеристиками музыки. Эти немногие: сумасшедшая Москва в композиции «Не опаздывай!» проекта Novel23; меланхоличная картинка Саньяго (Чили), нарисованная Диего Моралесом; полная напряженного предчувствия работа Пабло Рейхе, посвященная Буэнос-Айресу; медитативная замкнутость Дзен-центра в Сан-Франциско от проекта Colophon; и — зэ вери бэст — трек Марка Нельсона (Pan American): соооооооонный сад в городишке Эванстон штата Иллинойс.

Формат: 192Kbps mp3

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: