review #4

Музыканты отпускают все на самотек и дают музыке самой решить, какое ей занять пространство, получиться такой, какой она сама себя представляет. А она, в свою очередь, ничего не произносит прямо, постоянно увиливая от ответа на вопрос, зачем она такая нужна. Музыка — тоже человек, ей нужно время, чтобы определиться в вещах.

Gintas K «Taip Taip» [zero019-r]

Zeromoon, 2004

Литовский музыкант Гинтас К охвачен идеей возможности воздействовать тем или иным образом на психику слушателя, его произведения — попытка работы с сознанием и рефлексами. Он использует генераторы синусоидальных волн, сложные ритмические структуры, скрежет и треск. Из этого почему-то получается нечто, что вполне можно назвать музыкой — такой себе майкро-нойз.

Двадцать минут протяжного воя и ювелирных скрипений, временами вполне себе ничего, но не более. И только на последних минутах случается нечто любопытное: громкость резко набирает обороты, звук распухает и становится невыносимо колюче громким. Как будто кроткий и застенчивый электронно-ограниченно-писклявый музон вдруг рвет на себе манишку и ревет во всю глотку «Довольно!». И не вдруг — снегом на голову, а вначале присматриваясь к окружающим звукам — можно ли здесь такую выходку устроить, поймут ли? Ехидно пролезая в сознание, входя в доверие, даже предлагая послушать почти тишину. Чтобы в свою очередь устроить как можно громче.

Формат 3″ CD-R


Gintas K «Without out» [srfc002]

Surfaces, 2003

Получасовая запись живого выступления Гинтаса К на экспериментальном фестивале Garso Zona, проходившем в литовском Каунасе в 2003. Один тридцатиминутный трек, который бездушно и скучно начинается, но быстро становится изменчивым и разнообразным при неизменной общей заторможенности. Как парад — картинка сменяется, но медленно. Иногда интересно, особенно когда все начинает гудеть с чувством неотвратимости.

Знакомый прием с резким разбуханием громкости. Только непонятно: то ли это всего лишь прием, то ли использование «того самого» трека в программе, то ли вообще импульсивный само-ремикс. Собственно, не так уж и нужно это понимать.

Формат: 192Kbps mp3


Arturas Bumsteinas «Retorta ver.1» [ns32]

Nexsound, 2004

Артурас Бумстейнас — литовский экспериментальный композитор, его «Uonsed» в сборнике «Garso Zona» — один из наилучших. Этот же трек есть и в «Retort’е», но здесь не он привлекает внимание.

Было бы враньем утверждать, что этот альбом — что-то новое и непостижимое. Нет, все это мы уже видели. Иногда скучно становится оттого, что почти все уже видано, все непостижимости постигнуты, дальше некуда, и уже почти не хочется. Кажется, любая безлимитность и отсутствие компромиссов потеряли не то, чтобы даже актуальность — возможность.

Единственно допустимый способ развития событий, как мне кажется — хитрость. Такой пример. В ночь с октября на ноябрь 2003, стоя в киевском клубе Барвы среди охреневшей от грохота публики, я наблюдал за тем, как Катя Заволока ловко управлялась с манипуляторами. И вдруг нечеловеческий гвалт и рев ее многотысячной армии звуков резко заглох, и Катя хитро/вопросительно уставилась в зал. Ее взгляд длился около секунды, потом она уткнулась в свои манипуляторы опять, все взревело без предупреждения. И я почувствовал, как публика одновременно вздрогнула, мурашки обильно запрыгали по моему затылку, пронеслись толпой по спине, и рассосались где-то на пятках. Люди начали оглядываться вокруг, на лицах был такой себе веселый шок — столь изысканного и непосредственного жеста не ожидал никто. Этот трюк был достоин премии Грэмми за хитрость и действенность!

Для чего я это рассказал — хочется такого же в музыке. Нет, совсем не того, чтобы музыка резко останавливалась, вопросительно молчала слушателю в уши, и потом так же резко трогалась с места — такой музыки тоже полно. Мало другой музыки — умеющей выкидывать коленки, умеющей сбить с толку — но не разрушительностью, а… изобретательностью, что ли…

Есть такой трек в этом релизе, он третий, называется «Moc Art» — истерическая саксофонная импровизация, в одном темпе с которой скачет такой же истерический электронный скрип. Приятны две вещи: тихость этой истерики и причудливая суетливость их взаимодействия. Скрип и гул постоянно наступает саксофону на пятки и дергает за штаны, тот нервничает и спотыкается, но отчаянно скачет вперед. Все вместе похоже на детскую возню «а вот я тебя щас догоню и как дам! а фиг ты меня догонишь!» — только это взрослая возня, точнее, исполненная и оформленная взрослыми и очень хорошо соображающими людьми.

Формат: 192Kbps mp3


morceaux_de_machines «Cosmotherapie» [NT 048]

No Type, 2001

morceaux_de_machines — это канадский нойз-импров дуэт, состоящий из основателя лейбла No Type / Sine Fiction Эйми Донтигни и грузного дядьки-шумовика по имени Эрик Дорион. Оба они являются частью трио Napalm Jazz, кроме этого, Эйми выпускает собственный смирный текстурный нойз под псевдонимом A_dontigny, а Эрик Дорион — какую-то невразумительную возню электронного происхождения. Короче, все не на шутку плодотворны.

«Космотерапия» — почти час того самого откровенно бескомпромиссного воя и лязга, который сейчас царит в интернете на правах мейнстрима. Но этот интересно слушать, потому что он изменчивый и проворный, как оживший мясной рулет, который переваливает, перекатывает в себе кусочки мяса, любуясь их случайными несимпатичными совпадениями, будто это узоры калейдоскопа. И еще, наверное, потому его интересно слушать, что «если уж импровизация, то чтоб вообще без границ» (© Kotra).

Второй трек «Digisex» мне нравится больше остальных: 12-минутная композиция начинается жутко перегруженным, но слезливым трип-хопом, и по мере развития превращается в лавину густого нойза. Собственно, в густой нойз здесь рано или поздно превращается любая композиция, но особенно приятно, когда нойзом становится щемяще-выразительный изначально женский вокал. Умелое глумление — тоже искусство.

Формат: 128Kbps mp3


Magali Babin «Spick Up» [NTA 012]

No Type / Annexe, 2000

Получасовое издевательство над слушателем из подготовленных звукоснимателей, о которые монреальская девушка-импровизатор Магали Бабин обтирала и оббивала всякую домашнюю чепуху. Название альбома — что-то вроде «вещай, звукосниматель» (слияние слов «pikup» — звукосниматель и «speak up» — говори!). Похоже, это лишнее доказательство того, что музыку можно получить из любого оказавшегося в руке предмета. Но также и опровержение музыкального характера результата, который может при этом получиться.

Мне кажется, если уж валить кустарный нойз, то хоть с каким-нибудь… сюжетом, что ли. Говорящие звукосниматели шумят одинаково и как-то грустновато, вместо того, чтоб шевелиться и перескакивать через голову. Вот и думай, почему ребята из Napalm Jazz заряжают так, что жить хочется, а Магали Бабин скрипит безжизненно кастрюлями и никуда не рвется. Рев при этом стоит почти одинаковый.

Формат: 160Kbps mp3


Kazumichi Grime «mu» [CNV09]

Conv net. lab, 2004

Молодой австралиец Тобиас Казумиши Грайм, как и пристало современному художнику, занимается звуковыми и визуальными экспериментами. Тобиас довольно плодовит в обоих направлениях: он выпустил кучу записей (в том числе в сотрудничестве с Тэйлором Дюпри и Брайеном Лавеллем), он охотно участвует в экспериментальных аудио-визульных фестивалях (в том числе, проводимых в Австралии). Он также занимается саунд-дизайном для кинематографа, видеоарта и всевозможных инсталляций. Мало того, саунд-дизайн — его специальность: он имеет степень бакалавра изобразительных искусств в сфере Digital Media Design. Будучи арт-директором и ведущим дизайнером фирмы Animal Logic Film, он принимал участие в работе над мега-блокбастером братьев Вачовски «Матрица: Перезагрузка» в роли ассистента художественного руководителя.

Его альбом, опубликованный стопроцентно экспериментальным сетевым лейблом Conv net.lab — стопроцентно экспериментален, бездушен и спокоен. Тихая скребущая загадочность — несомненный плюс этой работы. Непонятно только, почему она не двигается, почему она так статична и замкнута на самой себе. Неподвижная и мудрая — настоящий памятник электронной музыке. Прижизненный? Нет, наверное…

Формат: VBR mp3, очень хорошее качество


Osso Bucco — S/T [os026]

Observatory, 2003

Osso Bucco — это проект Грэгга Ковальски, уроженца Нью-Йорка, живущего в Барселоне. После нескольких лет одиноких лэптопных поисков Грэгг решил познакомить мир со своими работами — первое знакомство состоялось на барселонских фестивалях Sonar и Wrong, а потом и на Summer Festival, проходящем в Стокгольме. Арсенал Ковальски: записи радио-постановок 70-х, аудио-коллажи из микро-фрагментов мелодий, повторяемые и сменяющие друг друга слои обработанных и сгенерированных звуков. Слои получаются хрустящими, ритмичными и, в общем, довольно миролюбивыми. Такой себе дружелюбный цифровой нойз.

Но эта работа Грэгга Ковальски мало чем отличается от «mu» Тобиаса Казумиши Грайм в самом главном — они обе статичны, как эллинские изваяния, зависшие во времени, чтоб туристам удобно было их рассматривать. Музыка, будто изначально предназначенная для бережного хранения на полках будущих медиа-библиотек.

Формат: 192Kbps mp3


The Trotters «The Trotters» [NSH 038]

No Type / Nishi, 2004

А ведь известно же, что и спокойный музон бывает способен на неслабые причуды. И часто так бывает, когда за дело берутся японцы. Ю Нишибори выпустил пока только 2 релиза, оба — mp3 на No Type / Nishi. Прошлогодний «Untitled» выпущен от имени Yu Nishibori & Friends, этот — в сотрудничестве с Рупертом Коганом из английского винил-авангардного проекта Duodecimo. В остальном, на вопросы вроде «кто такой Ю Нишибори?», «чем он занимается?», «откуда он вообще взялся?» интернет загадочно молчит.

«The Trotters» только начинается спокойным. На самом же деле, это хитрющая взрывная музыка, сполна наделенная спасительным для электроники качеством — задорностью. Она электронна не на шутку, но ей нравится трепаться, переливаться голосами-полевыми записями, она то срывается в скрежет, то почти начинает петь — все вместе звучит, как саундтрек издевательски абстрактной телепостановки. Она ненормальна, и эта ненормальность офигенно ей к лицу — все происходит просто и органично, но временами громче некуда. Слышно, что для некоторых людей эта музыка многое значит.

Один из тех релизов, знакомство с которым стоит скачивания тонны хлама. По возможности реже слушая эту запись, я обычно думаю: «Вот оно!» Восторг немного омрачается тем, что предыдущий безымянный LP почти неотличим от «The Trotters», к тому же он значительно длиннее и несколько скучнее. Но раз хронологически «The Trotters» более свежий, есть надежда, что дальше будет еще круче.

Формат: VBR mp3


Phasmid «Lakefront Beats» EP [os033]

Observatory, 2003

Вообще, конечно, достойное желание — чтобы и доступно и недоступно было одновременно. Только не хватает недоступности, несколько прямолинейной и консервативной получается музыка у Plasmid’а. Да и вообще, только маленький кусочек этого EP — первый трек — отдаленно напоминает что-то, что может быть недоступным или «абстрактным» (см. пресс-релиз). В остальном — благоухающее синтезаторное величие.

Человека, придумавшего этот альбом, зовут Келл Саймон, он адвокат гражданского права штата Алабама. Ничего так мужик, грузный американский детина в очках-пенсне и белой рубашке, выглядит за пультом сногсшибательно. Неважно, что там за музыка — хорошо уже то, что такие дядьки ее делают. Кстати, его двойной CD недавно выпустил Skylab Operations, родительский лейбл Observatory.

Формат: 192Kbps mp3


Broke Gringos «Junk» EP [iD.007]

iD.EOLOGY, 2004

«Гринго без гроша в кармане» — это кельнский хипхоп коллектив, существующий с 1999 года и состоящий аж из 8 человек, каждый из них поет. Все они живут сообща в бункере, выглядывая наружу только чтобы достать еды и табаку, и еще иногда — отдать кому-нибудь свои записи и поучаствовать в ежемесячной тусне Easy Now. Составные части философских убеждений бедных гринго: отрицание войны и употребления в пищу мясных продуктов.

Сперва я обрадовался — в интернете появился новый хипхоп! Да еще и немецкий! Да еще почти полностью акустический. Минут 5 хватило, чтобы на моей роже появилась кривая мина разочарования.

Вообще трудно называть это нео-хипхопом — скорее, это реинкарнация эйсид-джаза с налетом хулиганства. И хорошо было бы, если б хулиганство было направлено на этот самый эйсид-джаз, так нет — оно проявляется в обращении к темам улицы, бездомности, безденежности и мусора. Многочисленные около-джазовые вставки навевают мысли о том, что, видимо, парни очень хотят вернуть славные времена US-3 и Herbalizer.

Похоже, интересный экспериментальный хипхоп — пока что исключительно CD-явление, причем, достаточно дорогое (диски, например, нью-йоркского Definitive Jux обращаются в ценовой категории >$20). Скорее всего, к тому моменту, как нео-хипхоп начнет появляться в виде mp3-релизов, он потеряет всякую интересность. Если, конечно, не превратится в какой-нибудь пост-неохипхоп…

Формат: 192Kbps mp3


Konrad Bayer «Songs For Sunhi (Summer Rain)» [APL024]

Autoplate, 2004

Несмотря на то, что первый релиз Конрада на Autoplate («Shall We Go To The Park?») был довольно неплох, на этот раз он, видимо, решил нарисовать ностальгическую картинку, которая могла бы тронуть душу. Но у меня нет души, так что я немного разозлился на Конрада за такую неглубокую иллюстрацию дождливого немецкого лета 2004.

Все почти по-прежнему: доступные на первый взгляд гитарные мотивы. Но раньше, чем они станут окончательно приятными, их всасывает рваный луп, из-за чего можно услышать только начало приятностей, самая сладкая патока все время остается за кадром — и это звучит вполне ничего. Что же до всего остального, оно настолько сильно накачано грустно-скучающей атмосферой дождя, ленивыми разговорами, шумом капель и прочей романтической дребеденью, что невольно хочется скорейшего окончания всей этой дождливости.

Я иногда слушаю альбом с полу-удовольствием, но не верю ни одному звуку — они больше притворяются, чем пытаются убедить кого-то в своей однозначности, в своем «так, и никак иначе». Скорее, это что-то вроде «бывает и так…» (троеточие играет роль неуверенности).

Формат: 192Kbps mp3


Andrey Kiritchenko «Interplays, in Between» [adn40]

Ad Noiseam, 2004

Я ждал этого альбома, Андрей рассказывал мне о нем еще летом. Как правило, подобные ожидания заканчиваются полнейшим разочарованием — надумаешь себе всяких чудес, а получишь какой-нибудь неразноцветный клик’н’катс в разноцветной обложке. Так что я был приятно удивлен, когда новый альбом Андрея Кириченко оказался настоящим динамитом!

Как и прежде, здесь очень много всякой всячины: лая собак, воя самолетов, уличного гула, замороченных цитат, глитч-минимализма и дроун-максимализма, солнца, света, темноты и шума. На первый взгляд, стилистически это очень похоже на работы Андрея вроде «0.00» и «Kniga Skazok». Но нет, не похоже. Здесь мало осталось того, что раньше было значительным — романтики и сказки, приятностей всяких. Зато ненормальность, которая раньше лишь робко выглядывала из-за кресла, занятого сказочностью, в «Interplays, in between» захватила кресло и отправила сказку из-за него выглядывать.

Этот альбом какой-то… абсурдный. Он доступно звучит, но. Подобные впечатления оставляют фильмы, в которых действуют персонажи с привычной внешностью, но ненормальным поведением. Они участвуют в совместном действии, продолжительном и сюжетном, они заинтересованы в общем результате. Но результат зрителю/слушателю непонятен, непостижим. И совсем не потому, что на его вопросы некому ответить, а потому что непонятно даже, какие тут могут быть вопросы. То есть, творится нечто совершенно странное. В этом смысле альбом «Interplays, in between» — впереди планеты всей. Скажем, настолько же заманчивую музыку могли бы делать Boards of Canada, не находись они в непростительной зависимости от саунда и стилистики Warp.

Формат: CD, купить можно в мэйлордере Nexsound


The Moglass «Pallcast»

Pseudo Arcana, 2004

Иллюстрация интернационального характера музыки — диск украинского коллектива, выпущенный новозеландским лейблом.

Не самый громкий альбом The Moglass, начало довольно мелодичное даже. Правда, совсем не для «ленивого воскресного утра» (издевательски), и в то же время без особых претензий на заумо-звучание. Но уже с конца первого трека становится все интереснее, диск набирает абстрактности, распухает, становится громче и отпускает себя на самотек.

Мне кажется, записано это людьми не то, чтобы серьезными, а, скорее, несерьезными, но размышляющими. Иногда в абстрактных гитарных загогулинах можно расслышать музыку из прошлого: титанические портреты блюза, гитарного соула и фанка — в такие моменты некоторые инструменты даже «слышат» друг друга. Это происходит намеренно редко, на секунды выглядывая из импровизационного рева, и, возможно, служит неким напоминанием — мол, смотрите, куда можно завести такую музыку. Нечего ей пылиться на полках, она еще вполне рабочая, но, понятное дело, не в том занудном виде, в котором нам известна. И в результате получается не блюз, гитарный соул и фанк, а какие-то полупрозрачные, но различимые намеки — как будто прямо поверх картины Джексона Поллока кто-то схематично набросал карандашом портрет в духе Гогена.

Формат: CD, купить можно в мэйлордере Nexsound


Tom Carter + Vanessa Arn / the Moglass «Snake-Tongued, Swallow-Tailed» [ns28]

Nexsound, 2004

Слушайте, ну Могласс — это просто какое-то нечеловечески креативное чудо!

Тройка их длиннючих треков уносит по меньшей мере на низкую орбиту! Эта запись — глубокая и растянутая, куда доступней и спокойней, чем новозеландский диск. При этом она — отъехавшая и нелогичная музыкальная тянучка. Как и все диски Moglass, этот нужно слушать на большой громкости, иначе можно не расслышать самого главного — как музыканты отпускают все на самотек и дают музыке самой решить, какое ей занять пространство, получиться такой, какой она сама себя представляет. А она, в свою очередь, ничего не произносит прямо, постоянно увиливая от ответа на вопрос, зачем она такая нужна. Музыка — тоже человек, ей нужно время, чтобы определиться в вещах. И она маскирует незнание своего назначения пространным и всеобъемлющим воем и перегруженными гитарными толчками.

Треки Тома Картера с Ванессой Арн тоже весьма недурны, особенно симпатичны подвывания Ванессы.

Формат: CD, см. мэйлордер Nexsound.


Rapoon / Dessacord Majeur «Salmo Salar» [fario cd 06]

Fario, 2003

Еще один сплит, состоящий из музыки Rapoon (Робин Сторей, бывший участник радикально-индустриальной импров-группы :Zoviet*France) и французского world-проекта Dessacord Majeur. Дух альбома — крайне эзотерический, такой музон — в некотором роде неплохая альтернатива дохлому трансу. Типа загадочная такая музыка, надо слушать очень внимательно, потому в ней очень много всего происходит. Немного жаль только, что не происходит самого главного.

Несмотря на идейную близость моглассовой части «Snake-Tongued…» и музона от Rapoon — стремление минимальными средствами занять максимальный объем — последний гораздо скучнее. Видимо, потому что Moglass не контролируют то, что у них получается, а Rapoon постоянно держит руку на пульсе своих композиций. И те не уклоняются в сторону, не ошибаются, не решаются сделать даже лишнего вздоха. Чувствуется, что Робин Сторей всласть набедокурился в :Zoviet*France, и теперь решил успокоиться (а творческая концепция :Zoviet*France, между прочим, как раз и состояла в «отпускании музыки на самотек»). В общем, чрезмерный контроль совсем не идет на пользу громадным дронинг-сферам, они вынуждены оставаться серьезными, многозначительными, и от этого несколько занудными. Робин совсем не оставляет им шанса на отсебятину.

Музыка Джерома Модита (Desaccord Majeur) куда подвижней, чем Rapoon. Но, вместе с этим, она чересчур предсказуема, хоть и демонстрирует достаточно неординарную транскрипцию world music. Этот world искажен и стиснут, записанные голоса перекликаются между собой с помощью эффекта пленки, мотающейся c переменной скоростью. Все вместе звучит иногда даже любопытно, раздражают только многочисленные синтезаторные рулады и про-арабский бит. Зачем там все это?!

Единственный показавшийся интересным трек — совместная работа Rapoon и Dessacord Majeur.

Формат: CD, купить можно в мэйлордере Nexsound


Gultskra Artikler «Razmer Nosa 46» [pls004]

Please Do Something, 2004

«Razmer Nosa 46» (один 12-минутный трек) еще не выпущен на лейбле, но уже опубликован на archive.org. Дело в том, что лейбл Алексея Девянина Please Do Something еще не начал функционировать — это пока что картинка со странно раскоряченным существом и обещанием скоро открыться.

Два альбома Gultskra Artikler, выпущенные на Autoplate («Gruppa Turistov» и «Gololed»), были для меня чем-то вроде доказательства полноценности интернет-музыки. В общем-то, свежий релиз продолжает гнуть прежнюю линию — максимальные изменчивость и разнообразие. Но все стало более определенным, и даже в некоторой степени спокойным. Куда-то исчезли внезапные выстрелы и бессмысленные выкрики на нечеловеческих языках, вполне различимыми стали появления и пропадания отдельных участков композиции, появилось больше электронных звуков и бита, заканчивается трек вообще почти приятной эйсид-джазовой тянучкой. Музыка эта по прежнему непроста, просто более доступна — она немножко сбавила газу и уже не перегибает палку. В любом случае, слушать не то, чтобы можно, а даже рекомендуется, поскольку это довольно неординарный музон с точки зрения современного положения дел.

Формат: 256Kbps mp3


Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: