review #5

Существенная часть живой импровизационной музыки обладает одним предательским качеством — самый наиразымпровизационнейший коллектив может колотить по своим бубнам так, что дым стоит столбом, а получаются при этом профессиональные дорожки звука, контролируемые диктаторами-исполнителями и мудрыми звукорежиссерами.

Формат: VBR mp3

Oyster «Oyster» [fukkgod037]

Fukk God Lets Create, 2004

Дроун-проектом под названием «Устрица» заведуют два музыканта: некто Денни Л и Грэгг Ковальски, известный также своим нешумным Osso Bucco. Род занятий Грэгга в рамках Oyster’а мало отличается от того, что он делает как Osso Bucco — безмерное увлечение текстурой звука. Только у Osso Bucco текстуры получаются колючие, булькающие и бесстрастные, а у Oyster’а — гулкие и сентиментальные.

Аннотация релиза провозглашает его «поиском звуков в звуках» путем использования слоистых структур, хрупких мелодий и гармонических ходов в нижних частях звукового спектра. Подразумевается, что если долго вслушиваться в почти неизменный гудеж, сквозь него можно расслышать новые оттенки и мелодические ходы. То есть, парни затягивают пару-тройку гудящих аккордов, которые как-то там себе меняются. Причем, изменения вполне различимы и временами настолько милы, что в итоге получается некий дроун-поп для бекграунда. Для такого монотонного гула поиск звуков в звуках — слишком слабое оправдание.

Трудно сказать, в чем заслуга проекта Oyster, зато можно с уверенностью сказать, до чего он явно не дотягивает — до нечеловечески тяжеловесных стен рева Charlemagne Palestine. Вот где хватает звуков в звуках! Их там столько, что, снимая наушники с головы, можно обнаружить эти звуки даже за пределами воспроизведения. Но Oyster — не Charlemagne Palestine, и поэтому парни вынуждены искать дополнительные ощущения в якобы эмоциональном и слоистом дроунинге.


Формат: 192Kbps mp3

Critikal «State» [ns36] [zero054]

Nexsound / Zeromoon, 2004

Интернет-проект Critikal — это Андрей Кириченко (лейбл Nexsound), Джеффри Сурак (лейбл Zeromoon) и Йонас Линдгрен (глитч-панк проект Dead + Hurt). Казалось бы, музыка Critikal так же заунывна, как и у Oyster’a, но все же с эмоциями у нее дела обстоят значительно лучше.

«Состояние» — пресс перегруженного потустороннего воя, вообще потусторонность — отличительная особенность музыки трио. Один за другим треки валятся на слушателя, давят низким гулом на затылок. Дроун-стены иногда немного расступаются, и из трещин тут же выскакивают колючие протуберанцы резких звуков, шуршат, трутся невыносимо высокими частотами, обтягивают, обступают слушателя замкнутой комнатой, скрипят привидениями в шкафах. Занудный на первый взгляд вой гибок и проворен — сейчас ты висишь в пустом и гулком ангаре, а в следующую секунду — сидишь в застрявшем лифте, скорчившись и слушая сообщения телефонной службы оповещения времени: «двадцять друга година тридцять хвилин» (10:30 вечера, укр.). Откуда в лифте телефон? Не знаю, в таких обстоятельствах все возможно.

Все хорошо, только все же серьезности здесь больше, Critikal стал ближе к академическим экземплярам дроун-минимализма. Их прежняя работа — «Art is God’s Gift» — отличалась гораздо более ехидным поведением.


Формат: VBR mp3

Click Tracy «Warren Beatty» [NT 076]

No Type, 2003

Click Tracy — один из проектов американца Тодда Друтина. Другой его проект Books on Tape — заводной и часто неоднозначный биг-бит, а Click Tracy — захлебывающаяся и неоднозначная семплерная мясорубка. Этот альбом посвящен Уорену Битти — грандиозному американскому актеру, режиссеру и продюсеру. Уорен Битти снимался в громких гангстерских фильмах «Бонни и Клайд» и «Дик Трэйси», он также ставил знаменитые «Небеса подождут» и «История любви».

Тодд Друтин устроил по этому поводу раздолбанно-бессмысленную нарезку, склеенную исключительно из коротких фри-джазовых семплов. У этой музыки нет характера, она может постучать техно-битом, прикинуться дэнс-дурачком, скатиться в саксофонную какофонию, завертеться хитроумной басовой загогулиной — она может все, что может по отдельности каждый фри-джаз. Она движется вперед, не разбирая дороги, шатается и задевает предметы, предметы падают, рассыпаются, она сама рассыпается, а из пыли тут же появляется музычонок, который вмиг превращается в фри-джазового монстра прежних размеров, и он продолжает бездумно пхнуть вперед. И джаза в нем, на самом деле — ноль.

Поразительная получается музыка у Тодда Друтина! Жаль только, что заканчивается альбом совершенно неинтересным ремиксом проекта Headphone Science на самый издевательский трек релиза «Вес небесной банки» («Heavencan weight» — перефраз названия фильма Уорена Битти «Heaven can wait», т.е. «Небеса подождут»).


Формат: 192Kbps mp3

DJ Sheild «Pirate Radio Broadcasts Vol. 1» [slapmp3_028]

Slapart Media, 2004

DJ Shield — наиболее скачиваемый музыкант лейбла Slapart Media, это семплерный диджей, наслаивающий друг на друга обрывки джаза, кантри, хипхопа, радиопередач и прочего хлама. Такая же раздолбанная куча мусора, как и у Click Tracy. Только чего-то ей не хватает, или, наоборот, много лишнего. Кажется, дело вот в чем.

Тодд Друтин наделяет свою кучу пусть не характером, но, по крайней мере, намерениями — встать и понестись, пусть бездумно, но вполне разрушительно и без колебаний. То есть, музыка Click Tracy что-то делает, она чем-то занята. А DJ Shield просто врезает, вживляет один за другим саунд-экземпляры в бесчисленные саунд-пространства, с легкостью их перетасовывая и подкладывая новые, будто не уверен, что именно этот пассаж будет выглядеть как надо именно на этом фоне.

Другими словами, Click Tracy — это организм, а DJ Shield — просто нарезка.


Формат: 192Kbps mp3

Made-Not-Found «Marchworks» [slapmp3_027]

Slapart Media, 2004

Вообще-то американец Петер Ринко — гитарист и сонграйтер инди-коллектива EneMy Love. Под псевдонимом Made-Not-Found («сделано, а не найдено») он выпускает режущий нойз с отчетливой структурой композиций. Экспериментирует, в общем, мало ему гитары и песенок.

Рев и гвалт усиленно пхнет вперед, но не развязно и нагло, а очень натужно — как будто слона изо всех сил проталкивают через замочную скважину. Из-за этого в музыке возникает определенная напряженность; усиленно пыхтя, слон ползет через скважину и думает о том, как он победно загудит, когда наконец протиснется. И если бы записали это победное гудение, скорее всего, получился бы тривиальный harsh noise. А так — вполне похоже на работу.

Альбом «Marchworks» посвящен поездам, отправленным на свалку. Петер обнаружил такое место где-то в Нью-Йорке, и его поразило молчаливое, но угрожающее ожидание внушительных стен аккуратно расположенных штабелями вагонов: великолепие пост-модернизма, выраженное в монументальной урбанистической скульптуре. Поезда готовы двинуться против бросивших их людей стройными несокрушимыми рядами, но не могут — мертвы и беспомощны.


Формат: 192Kbps mp3

CCI «Ole bw Figmants» [slapmp3_014]

Slapart Media, 2004

Мультиинстументалист Джереми Картер играет на всем, что не похоже на барабаны, его брат Тим стучит по барабанам. Первый трек (а всего их два) — вполне джазовый перефраз пьесы Джона Колтрейна «Ole». То есть, это музыка, которую люди играют на настоящих инструментах. И хоть инструменты друг к другу прислушиваются, формируя непредсказуемые музыкальные узелки, а порой и выскакивают за рамки приличия, но бас всегда остается басом, а барабаны — барабанами, другими словами — у каждого инструмента есть своя партия. Кажется, они, эти инструменты, совершенно не нуждаются в дополнительном процессинге. Они играют настоящую импровизационную музыку, состоящую из аккордов, пауз, интервалов и всей той мишуры, которая досталась ей от запыленного прошлого.

Существенная часть живой импровизационной музыки обладает одним предательским качеством — самый наиразымпровизационнейший коллектив может колотить по своим бубнам так, что дым стоит столбом, а получаются при этом профессиональные дорожки звука, контролируемые диктаторами-исполнителями и мудрыми звукорежиссерами. CCI этим не страдает. И хоть его музыка звучит, будто ее сделали полвека назад, но она до определенной степени активизирует внимание. И это — странно, это — почему?

Ааааа, понял! Джереми и Тим просто говорят с нами на нашем языке. Слышно, что, с одной стороны, их совершенно не интересуют эксперименты и вообще электронное будущее, а, с другой — они свободны от установок прошлого. Не нужно относиться к прошлому трепетно, его нужно использовать — и поэтому приятно, когда братья Картер превращают фактически фри-джаз в намеренно простую и незамысловатую музыку.


Формат: 192Kbps mp3

Jeremy Carter «An Ominous» [slapmp3_022]

Slapart Media, 2004

А еще Джереми Картер иногда просто насилует инструменты. В случае «An Ominous» (что означает нечто угрожающее) это прямостоящий бас, разработанный им самостоятельно, и 12струнная гитара, которую он несколько препарировал. По прямостоящему басу Джереми колотит и возит смычком, гитара, похоже, используется также не по прямому назначению, все это обработано фильтрами, нечеловечески загрязняющими звук — короче, это настоящий хоум-рекординг-импров без единого намека на музыкальное произведение, похожие чувства вызывает звук трения пенопласта о стекло. Кроме ведущего инструмента в кадре — ничего, но он сам справляется с задачей строительства китайской стены скрежета и рева. И хоть каждый камень этой стены обладает собственным характером, просветов все равно не видно. Только последний гитарно-ревербераторный трек — спокойный, пространный и ленивый эмбиент — стоит немного особняком.

И все же, ключевое слово здесь — «характер», это довольно осмысленный продукт. А слово «скрежет» — почти необязательная характеристика, эпитет.

Релиз выпущен на кассете (Джереми очень нравится кассетный звук) и, параллельно — в виде mp3 на лейбле Slapart Media. Кассетный шум, тем не менее, вполне различим и чрезвычайно к лицу такой музыке. В ней нет ничего сногсшибательного, но и ничего лишнего и раздражающего.


Формат: VBR mp3

Gultskra Artikler — Lusha [hyp005]

Гиперболоид, 2005

Музыка, построенная на фри-джазовых семплах, зачастую звучит куда более шершаво и дискретно — другими словами, более естественно, чем сам фри-джаз. И поэтому (мне так настойчиво кажется) фри-джаз можно рассматривать в роли идеального поставщика саунда для некоторой современной электроакустики.

Корни свежего электроакустического альбома Gultskr’ы — не только в фри-джазе. Да, этот релиз в гораздо большей степени изобилует всяческой джазней, чем предыдущие («Gruppa Turistov», «Gololed», «Razmer Nosa 46»), и это придает ему своеобразный оттенок элегантности. Но не так прост Алексей Девянин, чтобы делать музыку в вечерних платьях. Все, что в «Луше» издает звуки, помещено в замкнутое пространство с непостоянной толщиной стен и ощущением сырости. Вечернее платье, которое засунули в заброшенный сарай для дров — потихоньку теряя крышу от клаустрофобии, оно бьется, кричит и шепчет, покрывается пятнами, занозами и ссадинами, но вырваться не может. Такая вот музыка — вся в пятнах, занозах и ссадинах — завораживающая история элегантных звуков, переживших несколько авангардных стрессов подряд.

Электроакустические проекты звучат, как правило, гораздо богаче и искуснее проектов электронных. Это потому что ресурсов больше. Но задача и не состоит в том, чтобы звучать искусно, она состоит как раз в обратном — умудриться звучать неискусно, несфокусированно, расхлябанно — но убедительно.


Формат: 192Kbps mp3

Chiu Longina «paracusia» [ack 003]

Acrylik, 2005

Очень молодой французский нет-лейбл Acrylik в середине января 2005 выпустил сорокаминутный альбом испанца, называющего себя Chiu Longina. Его трек в сборнике чилийского веб-журнала Loop был одним из самых интересных, так что я постоянно держал в голове задачу найти его что-нибудь долгоиграющее.

Парень всерьез заряжен записью и преобразованием всякого рода естественных шумов. Его треки — результаты путешествий с микрофоном, а также манипуляций в громоздком модульном софт-синтезаторе Reaktor. Но, несмотря на страсть к полевым записям, музыка Chiu Longina звучит чисто и глянцево, раскатываясь в воздухе хоррррошим таким качественным мастерингом. С идеологической точки зрения тоже все очень гладко — якобы это результат поиска звуков, которые, будучи сведенными в единое целое, должны вызвать у слушателя чувство открытой двери в пространный мир электроакустики. Для этого отбирались звуки с намеренно низким качеством — для подчеркивания их запредельных функций. Где эти звуки, в таком случае? Наоборот — альбом наполнен пульсирующим и прозрачным грувом, настолько отчетливым и сладким, что смахивает на клубный экземпляр idm и техно. Честно говоря, все, что на ум приходит, связанного с такой музыкой, так только интеллигентные вечеринки с претензией на собственную значительность. На это намекает и упоминание в пресс-релизе экстази как стимулятора тех самых погружений в электроакустическую бездну.

В общем, я нашел долгоиграющий релиз Chiu Longina. И вот не знаю пока — искать ли дальше.


Формат: VBR mp3

Vladislav Delay «Demo(n) Cuts» EP [THN066]

Thinner, 2004

Один из свежих релизов Thinner — короткий альбомчик признанного эмбиент-профи Владислава Дилэя, которого вполне можно считать уже впаянным в историю сегодняшней электроники. Вообще, Владислав — вполне адекватный парень, немного себе на уме, но открытый и отчаянно пашущий. Он постоянно колесит по свету, записывает, выступает, выпускает гору своей продукции, короче, живет нормальной творческой жизнью. К тому же кучу его музыки можно найти на сайте Владислава Дилэя Huume Recordings. Относительно недавно несколько его треков стали для Thinner лакомым, но вполне заслуженным кусочком.

«Demo(n) Cuts» — в некотором роде возвращение на тропинку абстрактного эмбиента, по которой Владислав Дилэй двигался до появления его дискотечного проекта Luomo (уже добравшегося и до MTV). В эмбиенте от Владислава Дилея важны не звуки, а их последовательность, промежутки между ними, причем, промежутки не в смысле «паузы», а в смысле провалов между пространствами, в которых живет тот или иной поток звука. Сам по себе саунд довольно тривиален и привычно приятен, по большому счету, это спокойный и милозвучный музон. Но в то же время — причудливо перекрученный организм, кусками растянутый в атмосфере, и за каждым из этих неровных кусков скрываются его удивленные вопросы «что дальше?», «куда меня тянет?»


Формат:

«Concentration»: 192Kbps mp3

«Promo #3»: CD-R

CD-R «Concentration» [zero055]

Zeromoon, 2004

CD-R «Promo #3» [self released]

После появления на инди рецензии на продукт молодого московского нойз-дуэта CD-R «Antipathetic» со мной связался его, так сказать, хэдлайнер Никита Голышев. Мы до сих пор поддерживаем контакт, время от времени обмениваясь соображениями о том, что творится в современной шумовой музыке. Почти постоянно спорим — Никита упорно отстаивает свою склонность к поиску саунд-эстетики и композиционной ясности, я же агитирую за умелое разгильдяйство и абстрактные нойз-ландшафты.

Оба альбома, которые сейчас в фокусе внимания, под завязку забиты той самой эстетикой и композиционной прозрачностью. «Антипатетика» была гораздо более громкой и спонтанной работой, там все взвывало так, что уши лопались, но в этом и состоял прикол — бросай весла, если пхнешь по течению. Здесь же совсем другое — осмысленные витиеватости вначале располагают к себе, а затем начинаешь понимать, что столкнулся с очередным экземпляром майкро-нойза. Эти две работы гораздо более спокойны и разнообразны, всякие шипения и скрипы больше не занимают весь доступный частотный спектр, а выскакивают протуберанцами из густой и ленивой нойз-массы.

«Concentration» время от времени звучит вполне занимательно, но в целом скучно. Кстати, Никита признался, что «Concentration» уже после выхода показался ему не очень интересной работой, я тоже так считаю. Единственное, что там привлекает внимание — шестиминутный маниакальный трек «Feeling Sad», бесконечно и тупо гудящий женским голосом какую-то неразборчивую фразу.

Диск «Promo #3» обернут в кусок тряпки и перевязан бечевкой, на нем грубо написано название проекта и работы, и его приятно держать в руках (правда, его сканирование оказалось за пределами моих возможностей). К тому же, в нем больше ненормальностей, и самая главная из них — второй трек, ремикс на композицию Алексея Борисова и Антона Никкиля. По большому счету, это такая же продуманная мешанина, как и все остальное, но сквозь нее довольно забавным пунктиром проходит пришедшая из оригинального трека Борисова и Никкиля басовая партия с фирменным звуком от советского баянного завода «Тоника» (как-то этот завод выпускал бас-гитары, можете себе представить, какой у них был звук). Я не уверен насчет именно «Тоники», но в любом случае — появление в субстанции эстетствующего нойза такого неповоротливого увальня, как старый советский бас — довольно незаурядный прецендент.


Доступные форматы:

64Kbps mp3, 192Kbps mp3,

VBR mp3, Ogg Vorbis

Arturas Bumsteinas «Placido» [zero058]

Zeromoon, 2004

«Retorta ver.1» Артураса Бумстейнаса, выпущенная летом 2004-го харьковским Нексаундом, была достаточно любопытной и, несомненно, заслуживающей внимания работой. Но свежий «Placido», опубликованный в декабре 2004 Зиромуном, это…

Я даже не могу толком это описать, втиснуть это в слова — очевидная невыполнимость. Что вообще можно сказать, когда получаешь что-то по-настоящему свое?

Если по существу, то это такая музыка: жутковатая, иррациональная, непостоянная, но в то же время — открытая и очень искренняя — и это ее самые ценные качества. Она сделана не потому, что Артурас считает себя музыкантом или занимается каким-то там исследованиями, а, скорее всего, потому, что он еще не разучился удивляться происходящему. «Placido» — один из немногих путей культивирования личной магии, вслушиваясь в его загадочные протяжности, начинаешь осознавать, каким кошмарным рационализмом пропитано наше ежедневное существование.

Это крайне положительный факт, что симбиоз воображения и технологии может такое вытворять, таких по-хорошему странных явлений хочется как можно больше и чаще.


Формат: CD, цену не знаю, мне досталась промо-копия

Arbeitsgemeinschaft Fruchttanz und artverwandte Orgien «Fisch zum Frühstück» [GON 1007]

Archegon, 2004

Лейбл Archegon из Франкфурта-на-Майне — один из тех представителей андеграунда, которых мало интересует, что творится за пределами андеграунда. Гюнтер Шрот (движущая сила лейбла) — радикальный импровизатор и убежденный концептуалист, одной из его заслуг в истории концептуального авангарда является barcode music — музыка, ресурсом для производства которой являются звуки, издаваемые сканерами штрих-кодов при их считывании. В штрих-коде товара зашита структура звука, который он издает, и если набрать достаточное количество разных товаров и пару сканеров, можно получить хоть и импульсивную, но вполне себе музыку.

«Рыба на завтрак» — живая запись хеппенинга группы радикальных импровизаторов, образовавшейся вокруг лейбла: Клаус ван Веббер, Антония Гроте-Шрот, Тобиас Шмидт и сам Гюнтер Шрот, исполняющий свои штрих-кодовые партии. Действие было организовано в честь праздника Oy (что это за праздник?), в процессе празднования были задействованы живопись, фотография, музыка и… приготовление пищи. Вообще, учитывая гастрономический характер релиза (даже на вкладке диска подробно описан рецепт какого-то куриного наворота), складывается впечатление, что это либо саунд-дизайн процесса стряпни, либо аллегорическое сравнение с изготовлением музыки.

Это без сомнения абстрактная электронная оргия, непроницаемый и без меры абсурдный поток сознания. Из недр импровизационной бетономешалки то и дело вырываются секундные музыкальности, часто в намеренно немузыкальных участках. Такое впечатление, что отдельные ноты изредка заглядывают в комнату, пару секунд с ужасом таращатся на происходящее, а потом испуганно захлопывают дверь. В процесс, тем временем, включены и они сами, и звук двери, которую они захлопывают.


Формат: CD, цена около $5, на сайте лейбла написано, как можно купить диск

Laurent Pernice «Humus — Musiques immobiles 5-15» [mv01]

Monochrome Vision, 2004

Московский лейбл Monochrome Vision — это проект Дмитрия Васильева, главного редактора журнала «Независимая электронная музыка» (iem). Первый релиз лейбла — музыка именитого и не на шутку плодотворного французского электронщика Лорана Перниса, который начал пахать на ниве индастриала в 80-х, всласть настучался по железу в составе культовой индустриальной группы Nox, поработал с Маркусом Шмиклером в лениво-эмбиентном проекте Pluramon, успел пощупать брек-бит, техно-глитч, электронные реинкарнации джаза и даба и много чего еще.

Этот диск — результат тринадцатилетнего коллекционирования звуков, возникающих в результате экспериментов Лорана со своим компьютером, в данном случае имеется в виду применение нестандартных конфигураций к звукогенерирующему программному обеспечению. Мне кажется, словцо Humus (гумус, перегной, органическое удобрение) в названии альбома говорит именно об этих экземплярах музыкального мусора, которые на самом деле насыщают, удобряют музыку. Сам Пернис называет ее неподвижной — она не меняется со временем, композиции звучат одинаково на всем своем протяжении, ничто не колышет бесстрастную поверхность статического минимализма. Меняться должно восприятие слушателя, нужно только вслушаться внимательно в медитативный гул недокументированных возможностей лоранова компьютера. В общем, авторитет Лорана Перниса на меня подействовал, я принялся вслушиваться, и выяснил, что…

Музыка эта не столько неподвижна, сколько просто обманчиво некомпозиционна. Подвижность здесь присутствует, только неявная, не кричащая, где-то на заднем плане все время что-то меняется. Вот движется монотонный низкочастотный стон, большой и громкий — это передний план, фасад. Но если немного сменить фокус и посмотреть на окна, то становится видна жизнь, которая происходит за ними — там, в глубине здания. Жизнь эта тоже особой подвижностью не отличается, но она все же не такая, как диктует взгляду фасад, у нее свое поведение. И то, что на первый взгляд кажется глыбой монументального саунд-объективизма, под пристальным взглядом превращается в наполненное крошечными событиями саунд-общежитие. Главное — не спутать эти события с естественным шумом собственной аппаратуры.


Формат: CD, цена Nexsound — €7.00

Zavoloka «Plavyna» [ns37] [laton 032]

Nexsound / Laton, 2005

С момента моего знакомства с Катей Заволокой прошло чуть больше полугода, многое изменилось. Сейчас у нее дел невпроворот. Она недавно запустила свой сайт — www.zavoloka.com. Объездила пол-Украины, нашла и записала аутентичный народный голос. Успела побывать на трех фестивалях: Being the Future (Берлин), Unsound (Варшава), совсем недавно — на достаточно престижном берлинском Club Transmediale, где познакомилась с весьма именитыми личностями (например, Владиславом Дилеем и Штефаном Бетке). В момент написания рецензии Катя представляла свою программу на женском фестивале Femmes в бельгийском городе Хассельт. Но самое главное — она выпустила наконец свой первый «твердый» долгоиграющий релиз, тираж которого поделили между собой 2 лейбла: украинский Nexsound и австрийский Laton.

Думаю, много народу ждали этого диска, ну или вообще новостей от Заволоки (ведь неслучайно после выхода всего одного короткого mp3-релиза (см. Suspenzia) ее стали приглашать на фестивали). Ждали не зря, диск этот — непредсказуемая лавина причудливых, но непосредственных звуков, каждая секунда таит в себе море заманчивых воронок. По мере прослушивания воображение переживает катастрофические перемены пространства — будто кто-то судорожно рассказывает свою историю, захлебываясь и припоминая по ходу миллиард подробностей, многие из которых в корне меняют ход повествования. Непостижимая это музыка, и одновременно — простая и открытая.

Что нового в творчестве Заволоки? Ну, во-первых, куда-то исчез нойз, а, во-вторых, появилось много традиционных украинских мини-структур, Катя все ближе подходит к краям фолка. Временами украинское оказывается красиво-щемящим, но временами — достаточно обыденным, и это особенно симпатично. Например, «Колискова» (7-й трек): бабушка поет странную колыбельную простым и грубоватым, лишенным студийной карамели голосом, слышно, что человек поет песню, потому что она идет из него сама собой, и за ней так же сама собой следует ниточка незамысловатого бита.

Реклама

2 комментария to “review #5”

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: