Matsutake «Singin’ skin» (mathka 2010)

…никто здесь не подражает конкретной музыке — скорее, автор тянет из нее эссенцию, пропуская (стирая орнаменты?) сквозь собственные эстетические сенсоры. Это не генетически модифицированный продукт, но мутант, органически выросший, самостоятельно функционирующий и претендующий на собственное место под солнцем.

Мацутаке — это проект одного человека по имени Евгений Горбунов, родом из Хабаровска, но сейчас обитающего в Москве. Его дебютный альбом «Nine & Seventeen» был выпущен в виде mp3 харьковским лейблом Nexsound в 2005 (если кому-то он до сих пор не известен — никогда не поздно восполнить пробел http://www.nexsound.org/ns42.html). О нем писали много, позитивно — и не случайно.

В середине лета дружественный мне польский лейбл MATHKA http://mathka.pl/ выпустил свежий CD Мацутаке «Singin’ Skin». Шеф лейбла Марчин Барски попросил меня написать сопроводительный текст и провести интервью с Женей. Возможности познакомиться с Горбуновым «по делу» я, конечно, обрадовался. Мы с полтора часа общались в gtalk’е, а текст я написал как-то рано утром в поезде, невыспавшийся и голодный. Часть этого добра можно найти на сайте лейбла http://mathka.pl/matsutake-singin-skin/. Здесь привожу оригиналы — непричесанные, невнимательные к синтаксису, находящиеся в состоянии, безразличном к осознанию того, что им суждено стать «воспитанным» англоязычным тектом в буклете диска.


Мацутаке: Экологическая имитация

Ах, как заманчива для музыканта стезя имитации эффекта, производимого его вдохновителями. Правда, результат выходит, как правило, вялый, неуверенный и похожий больше на «я тоже так могу…», чем «это — моя музыка!» Чужим огнем нельзя гореть, в его тепле можно разве что греться.

Невнимательное ухо скорее всего скажет, что музыка Мацутаке звучит в целом как прог-рок 70-х, плюс немного краут-рока здесь, порция электроники 90-х там, щепотка шугейзера… Но не все так просто — что-то смущает, на всех уровнях творится что-то неладное. В деталях — беспорядок: музыку поддерживают дырявые структуры, и обрубки-диссонансы выглядывают из-за каждого второго набирающего мелодизма пассажа. Но на уровне «песен» — это вполне сознательное создание, обладающее собственным поведением. Кажущееся несколько разнузданным и панибратским, оно, тем не менее, скрывает целеустремленный сгусток энергии, которому чужды сомнения по поводу того, в каком направлении сделать следующий шаг.

Собственно, в этом суть — это совсем не подход «играю, что хочу!», но натуральная, или, если хотите, экологическая имитация. Другими словами, никто здесь не подражает конкретной музыке — скорее, автор тянет из нее эссенцию, пропуская (стирая орнаменты?) сквозь собственные эстетические сенсоры. Это не генетически модифицированный продукт, но мутант, органически выросший, самостоятельно функционирующий и претендующий на собственное место под солнцем.

Такая имитация — отнюдь не признание авторской беспомощности и не капитуляция перед проблемой самовыражения, но открыто эксплуататорский взгляд на музыку прошлого. Никто перед ней не преклоняется — ее нахально и честно используют. Настоятельно рекомендуется испытывать искренние любопытство и оптимизм в отношении экологической имитации.

Интервью

me: Представим себе музыку как векторы движения в нескольких направлениях одновременно — как ветви, растущие во все мыслимые стороны и стремящиеся вытянуться как можно дальше. И если твой предыдущий альбом («9 и 17») напоминал дикий куст, то «Singin’ skin» — это уже ухоженное садовое дерево. Насколько осознан этот «контроль роста»?

jenyagorbunov … вообще я все это не очень контролирую, все происходит само по себе. На меня постоянно влияет всякая разная музыка, она проходит через меня, и в итоге я выдаю некую квинтэссенцию того, что мне в ней близко. Я, наверное, такая медуза, которая принимает формы понравившихся ей вещей. Такая медуза бывает?…

Когда я делал «9 и17», то слушал очень много импрова, академического авангарда и электроакустическую музыку. И это был как бы эмоциональный ответ на прослушаную гору формализма

В этот раз я вспомнил, как в детстве меня перло от прог-рока. Ну и краутом сверху еще прибило в том [2009] году, и вообще было много 70х вокруг…

Куст, может, и ухоженный, но я все это как-то очень запросто записал. Долго было, но как-то легко…

me: можно ли сказать, что до какой-то степени ты стремишься имитировать эффект от той музыки, которой тебя накрывает? (ничего негативного под имитацией я не подразумеваю!)

jenyagorbunov ну да… так и есть

но здесь один важный момент. для меня стала важнее музыка в музыке, гармония… материала было очень много, и когда я собирал уже конечную версию, то большее предпочтение отдавал кусочкам, в которых был какой-то мелодизм. Хотя и вские фактурные штуки там есть, но они тоже какие-то музыкальные вышли.

В прог-роке, например, очень много мелодий, их там избыток! но там еще есть всякие фактуры — эти чуваки использовали крупную форму, где картинки и настроения меняются, развиваясь

и я с детства мечтал сделать так же

me: вообще, насколько ты доверчив и податлив по отношению к чужой музыке? если тебя накрывает, позволяешь ли ты этому доминировать, или стремишься поставить под сомнение ценность того, что ты слышишь?

jenyagorbunov чаще всего я окунаюсь с головой, пусть даже потом мне покажется, что это фигня полная

ценность таких моментов именно эмоциональнакаждая очередная музыка — это целый мир, в котором все выглядит и звучит определенным образом, по-новому. Это завораживает, хочется ответить тем же.

С другой стороны, она впитывается куда-то в голову и живет там. Например, мне стоило многих усилий вытравить из себя шугейз, хаха

me: то есть, несмотря на эмоциональную ценность моментов ты все же отдаешь себе отчет, что этого недостаточно для цельного восприятия музыки?

jenyagorbunov ну конечно!

здесь мы постепенно подбираемся к тому, что из имитаций в итоге выходит какая-то совершенно новая штука, и уползает во тьму жить сама по себе)

me: скажи еще пару слов о том, как записывался альбом и как долго — и тогда я от тебя отстану

jenyagorbunov обычно мацутаке записывается так: ба! у меня же есть мацутаке, запишу-ка я что-нибудь!

все, что есть в доме, включается в пульт и заводится в компьютер

ставится на запись, а потом на воспроизведение, чтобы получился длинный дилэй

и я играю на всем по очереди, слой за слоем

в процессе таких импровизаций я понял, что все время выходили какието 70-е — ну я думаю, пусть уж, раз им так хочется. мне 17-летнему понравилось бы то, что сейчас получается

Добавить комментарий

